Закон о разных шинах на автомобиле
Оглавление:
Можно ли ставить разные шины на автомобиль по ПДД?
Многие автомобилисты использовали разные покрышки на своем автомобиле: иногда – из необходимости, а иногда – по собственному желанию. Однако законодательство не дает четкого ответа: разрешено ли ездить на авто с разной резиной.
Ситуацию усугубляет то, что некоторые типы резины можно совмещать, а некоторые – нет.
И эта статья написана как раз для того, чтобы водителям было проще разобраться во всех тонкостях. Установка разной резины на автомобиль в тех случаях, когда законодательством это запрещено, подходит под запрет ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Эта статья вводит наказание за управление автомобилем, имеющем дефекты, перечисленные в Перечне неисправностей.
Некоторых водителей, поставивших разные колеса, ждет официальное письменное предупреждение или штраф 500р. Помимо штрафа сотрудник ГИБДД имеет право выписать предписание на устранение неисправностей. Если в течение установленного срока не выполнить предписание, то при следующей остановке сотрудниками ГИБДД регистрация автомобиля будет приостановлена: СТС изымут, а автомобиль отправят на штрафстоянку.
Однако за установку разной резины предписание выписывают крайне редко, в основном оно используется для автомобилей с тонировкой передних стекол или чрезмерным тюнингом.
Чтобы иметь наилучшую управляемость, лучше вообще не экспериментировать с шинами. На все колеса автомобиля лучше установить шины с минимальными отличиями.
Однако не каждое отличие будет наказываться штрафом. Условия, при которых использование автомобиля с разными шинами запрещено, перечислены в п.
Если же различия будут между двумя осями, то автомобилисты могут со спокойной душой устанавливать покрышки разных сезонов, но с важным условием: если зимняя резина будет нешипованной, например, на липучках. А вот управлять автомобилем, на котором стоит и шипованная, и нешипованная резина, запрещено! И в данном случае даже не важно, на разных осях они установлены или нет.
Производитель шин, находящихся на одной оси, должен быть один. Более того, шины одной оси должны полностью совпадать по модели и даже по типу рисунка. То есть, теоретически нарушением будет считаться даже ситуация, когда резина совпадает по номеру модели, но имеет незначительные отличия в рисунке протектора.
Другой вопрос: заметит ли эти отличия проверяющий инспектор, если они правда будут незначительными? Тут все зависит лишь от удачи автомобилиста.
А вот устанавливать разную резину спереди и сзади полностью разрешено: она может не только отличаться по рисунку и модели, но и быть выпущена разными производителями. А вот насчет износа шин правила менее строгие.
Покрышки с разным уровнем изношенности можно устанавливать даже на одну ось, но вновь с условием. В пределах одной оси запрещено использовать новую и восстановленную покрышки. Для шин разных осей по данному критерию запретов нет.
Если одна покрышка камерная, а другая бескамерная, значит, они относятся к разным моделям. Соответственно, на одну ось такие шины устанавливать нельзя.
Резина разных осей опять-таки может полностью отличатся. Согласно тому же пункту 5.5, на одну ось запрещено устанавливать шины разных размеров и конструкций. Точных указаний по этим параметрам нет, но ГИБДД штрафует за любое несоответствие: по ширине, профилю, радиусу и так далее.
Если же в пределах одной оси резина одинакова, но размер задних и передних покрышек сильно отличается, то оснований для штрафа нет.
Однако и здесь есть свои тонкости.
За несоответствие колес размерам, разрешенным для этой модели авто, также полагается штраф. Подробнее об этом нарушении можно прочесть здесь (ВСТАВИТЬ ССЫЛКУ НА СТАТЬЮ «Можно ли ставить на машину диски большего размера»). Помимо соответствия параметров разных шин, ПДД устанавливают и другие требования для колес автомобиля.
Нарушениями будут считаться следующие ситуации:
- также штраф можно получить из-за проблем с диском или каркасом: расслоение, деформация, трещины, отсутствие крепежей;
- несоответствие размеров или нормы допустимой нагрузки между шиной и автомобилем.
- остаточная глубина протектора меньше 1.6 мм для летней резины или меньше 4 мм для зимней;
- на шинах есть серьезные повреждения, из-за которых виден корд, отслаивается протектор или боковина;
Подведем итоги.
Отличия в резине запрещены только в пределах одной оси. Из этого правила есть только два исключения: никогда нельзя комбинировать шипованную и нешипованную резину, а вот шины с разным износом наоборот можно устанавливать даже на одну ось. Для удобства вся информация кратко приведена в таблице ниже: Ситуация Отличающаяся резина в пределах одной оси (слева и справа) Отличающаяся резина на разных осях (впереди и сзади) Летняя и липучки Запрещено Разрешено Шипованная и нешипованная Запрещено Запрещено С разным рисунком протектора Запрещено Разрешено С разным износом Разрешено Разрешено От разных производителей Запрещено Разрешено Камерные и бескамерные Запрещено Разрешено Разных размеров Запрещено Разрешено
Есть ли штраф за разную резину в 2020 году?
Бывает, что на машину приходится ставить неодинаковые шины.
За это в предусмотренных законом случаях могут оштрафовать.
Рассмотрим подробнее нормы закона, разъясняющие порядок применения штрафа за разную резину.
- В пункте 5.5 Приложения к ПДД (Постановление №1090).
Там указано, что запрещается эксплуатация автомобилей, у которых:
- одновременно поставлены шины с шипами и без (их соотношение значения не имеет — может быть 3 шипованных шины и 1 нешипованная, или по 2 каждого типа, как не играет роли и их расположение на осях).
- на одной оси поставлены шины разной величины и разного типа (например, с разным рисунком и глубиной протектора, с камерой или без, холодоустойчивые и «теплолюбивые», новые и прошедшие процедуру восстановления);
В свою очередь, при буквальном прочтении норм в п.
Отметим, что в правилах ничего не сказано о запрете на установку шин с разной степенью износа. Однако, по возможности не рекомендуется использовать такие шины (особенно, если разница в состоянии шин видна невооруженным взглядом).
Это может привести к снижению управляемости автомобилем — иногда даже худшей управляемости, чем при использовании «разных» шин в контексте положений п. 5.5 Приложения к ПДД.
- В пункте 1 ст. 12.5 КоАП РФ.
В них указано, что в случае, если автомобиль, попадает под критерии запрета, зафиксированные в ПДД — то есть, те, что отражены выше, то в отношении человека, который данным автомобилем управляет, налагается штраф в размере 500 рублей. Либо — инициируется вынесение предупреждения.
Существует при этом ряд условий, при которых указанного штрафа можно избежать (либо повысить вероятность вынесения предупреждения вместо него).
Не считая очевидных условий избегания штрафа — установки на ТС шин, соответствующих ПДД, при общении с инспектором ГИБДД автовладелец вправе обратиться к положениям пункта 2.3.1 ПДД.
Там сказано, что если водитель обнаружил несоответствие тех или иных технических параметров своего ТС нормам ПДД, и если такое несоответствие невозможно устранить на месте, то автомобиль разрешено — при наличии объективной возможности и соблюдении мер безопасности дорожного движения, перегнать на место стоянки или ремонта.
Указанная норма чаще всего применима в распространенной ситуации, когда у машины прокалывается колесо — и на его место приходится ставить «запаску» либо докатку, которые, разумеется, далеко не всегда соответствуют по характеристикам «оригинальному» колесу. А если это докатка — то она, скорее всего, и вовсе не будет на «оригинальное» колесо похожа.
Таким образом, если водитель поставил вместо проколотой шины другую — которая не соответствует ПДД (например, является шипованной — в то время как остальные шины на машине «летние», или имеет рисунок протектора, отличающийся от того, что есть на соседней шине), то он может избежать ответственности, если докажет инспектору ГИБДД, что едет в автосервис или домой, чтобы поставить машину во дворе, и потом установить правильное колесо. «Доказательства» могут быть при этом самыми разными — закон никак не регламентирует их.
Так, в большинстве случаев сам факт наличия установленной докатки на машине является вполне убедительным аргументом: очевидно, что с ней машину водить попросту некомфортно (как следствие, придется вести ее медленно).
Поэтому, у инспектора, вполне вероятно, и не будет вопросов: и так понятно, что человек на докатке практически наверняка будет иметь желание лишь «докатиться» до места, где сможет поставить нормальное колесо.
В этом смысле установка «непохожей» на другие колеса докатки может быть даже более предпочтительным действием, чем использование запаски — с характеристиками, приближающими ее к «оригиналу», но, вместе с тем, не обеспечивающими ее соответствия ПДД.
Иными обстоятельствами (в том числе и при установке «похожей» запаски), которые с высокой вероятностью склонят инспектора ГИБДД не применять к водителю штрафных санкций, могут быть, например:
- наличие исходящих звонков (сообщений) на телефоне водителя на номера близлежащих сервисных центров — если рассматривать совсем уж неофициальные доказательства.
- наличие в зоне прямой видимости автосервиса — куда водитель и держит путь;
- сообщение от других инспекторов — ранее останавливавших водителя, об особенностях его перемещения по дороге;
Водитель вправе ожидать, что обстоятельства, при которых эксплуатируется ТС с запаской или докаткой, в любом случае будут учтены инспектором по существу — и он пойдет навстречу.
А если ничего не получится, то всегда есть шанс обжаловать постановление на штраф — при наличии возможности, разумеется, предъявить необходимые доказательства в момент обжалования.
- Сохраняется ли штраф за разную резину в 2023 году?
Да, и он применяется, если резина:
- разная в части наличия или отсутствия шипов — в любых местах машины.
- разная на одной оси;
Штраф составляет 500 рублей, и может быть заменен предупреждением.
- Есть ли шансы избежать штрафа?
Да, если удастся доказать, что ехать на разной резине пришлось вынужденно, и пункт назначения — сервисный центр либо место стоянки.
Наличие докатки может быть сильным аргументом: далеко уехать на ней сложно.
- Когда точно не будет штрафа?
В случае, если на каждой отдельной оси — одинаковая резина, и на машине нет сочетания шипованной и нешипованной резины.
Штрафы ГИБДД
- /
В Правилах движения на дороге, действительных на 2023 год, регламентированы нормы установки покрышек. Однако у водителей все же остаются вопросы относительно возможности оборудования автомобиля вариациями шин.
Некоторые, например, сомневаются в правомерности езды с шинами, предназначенными для разных сезонов. Каждую комбинацию стоит рассмотреть отдельно и установить ее правомерность. Кодекс об административных правонарушениях регламентирует, что за отклонение от технорм 2023 году автомобилисты будут привлечены к материальному взысканию в размере 500 рублей.
Данная мера зафиксирована в первой части . Однако иногда сотрудник ДПС может проявить снисходительность и потребовать устранить причину нарушения.
На это собственнику транспортного средства дается 10 дней. В качестве подтверждения устранения водитель обязан предоставить Госавтоинспекции автотранспорт для осмотра.
После этого любая остановка сотрудником неминуемо приведет к эвакуации ТС на штрафную площадку и изъятию регистрационного свидетельства и номеров. Однако описанная ситуация в отношении шин с разным рисунком случается не так часто. Обычно требование об устранении причины нарушения допускается при тонировке авто или совершении неправомерного тюнинга.
Возможно также получение запроса об устранении, если владелец, к примеру, изменил свое транспортное средство автомобиль-бигфут.
Надо иметь представление: обязанность водителя устанавливать определенный вид покрышек зафиксирована в пункте 5.5 ПДД. Возможна ситуация, когда автомобилиста останавливает сотрудник именно в процессе поездки в сервис для замены резины.
Фиксированное в бумаге несогласие с мнением сотрудника понадобится при оспаривании наказания. Обжаловать постановление есть возможность в течение 10 дней.
Стоит также помнить, что при неудовлетворительном решении суда собственник ТС может подать апелляцию.
В случае, когда автомобилист не желает предпринимать попытку отмены санкции, штраф необходимо погасить не позднее, чем через 2 месяца. Чтобы избежать такой необходимости, стоит ответственно подбирать резину на свой автотранспорт.
Данный подход не только сохранит деньги владельца, но и обеспечит ему безопасную поездку. Названый пункт ПДД информирует: на одну ось ТС нельзя ставить резину с разной резиной.
Данное суждение было зафиксировано в законе 2010 года и по сей день является актуальным. При тщательном изучении пункта, водители могут сделать определенные выводы.
Так, использовать автомобиль запрещается, если одна ось оборудована деталями:
- последними покрышками и вариантами с углублением следа;
- с разными рисунками (как новые, так и восстановленные);
- с шипами против скольжения и без.
- восприимчивыми и невосприимчивыми к низким температурам;
- с отличным размером или устройством (запрещается использование одновременно камерного и бескамерного, радиального и диагонального устройства);
Обратите внимание, что данное замечание не содержит категорического неразрешения эксплуатации отличных покрышек на одной оси. Единичный случай составляет разве что использование сразу шипованных и нешипованных моделей. Допускается оборудование ТС либо сразу всеми шипованными, либо всеми нешипованными моделями.
Выдвинутые ограничения способствуют безопасности автомобилиста. Необходимо понимать, что автомобиль с неодинаковым вариантом покрышек на осях может показать непредвиденный результат в процессе торможения. Исключительно повышается опасность при стремительном быстром торможении или движении по влажной дороге или гололедице.
Предположим, что у автомобилиста какой-то экземпляр покрышки обеспечивает безопасное движение в дождь, а другой рассчитан на поездки в сухую погоду. Если автомобилист попадет на влажный промежуток, он будет подвержен повышенной опасности.
Одно колесо может занести, а другое будет идти уверенным ходом, что заметно усложнит управление. Если верить принятым на международном уровне нормам и правилам, а именно Техрегламенту Таможенного союза, не успевшие заменить резину собственники ТС столкнутся с материальным ущербом в размере 500 рублей. В этой ситуации не важен момент, что классификация покрышек не представлена в самих Правилах.
В соответствующий сезон водитель должен на каждое колесо транспорта установить одинаковые модели шин. Однако, в случае выхода из строя одного колеса, допускается на время поиска замены поставить на эту ось две другие идентичные покрышки. В любом случае наилучшим вариантом остается замена всех четырех колес.
Резина на двух осях имеет возможность отличаться. Нельзя устанавливать шипы только впереди и обычную резину сзади.
Все четыре шины должны быть рассчитаны исключительно конкретный сезон. Одновременная эксплуатация рассчитанных для отличных сезонов покрышек может повлечь изменение баланса в сцеплении с поверхностью. Так, транспорт при старте, торможении или повороте вероятно может начать двигаться по непредсказуемой траектории.
Оптимальным вариантом остается установка максимально одинаковых покрышек. Игнорируя то, что оборудование авто разными моделями зимних шин на обеих осях не нарушает правил, лучше все-таки позаботиться о дополнительной осторожности. Необходимо отслеживать перемены в законодательстве, потому что на сегодняшний день идут обсуждения законопроекта об ужесточении наказания за установку несоответствующей сезону резины.
В ситуации утверждения водители, нарушившие правило, будут обязаны внести по штрафу 2000 рублей. Водитель имеет возможность поставить парные покрышки неодинакового вида на каждую ось.
Законы страны не содержит запретов на подобное оборудование ТС.
При этом особенность движения практически не трансформируется. Но пару особенностей все-таки нужно указать. Идентичность резины спереди и сзади обеспечивает качество использования автомобиля во время дождя или гололедицы.
Несколько лет назад автомобилисты нередко ставили вперед полноприводного автомобиля зимние покрышки, а назад ставили летний вариант. Это крайне небезопасно. Ошибочно полагать, что крепкое сцепление необходимо только спереди.
Да, лицевая часть будет уверенно маневрировать, но зад может заносить. Это может вызвать нарушение бокового интервала и даже полного изменения траектории движения. При большом желании поставить неодинаковую резину, выбор следует останавливать на вариантах с минимальным разрывом в диаметре.
Если сотрудник заметит явные нарушения в диаметре на одной оси, владелец транспорта будет привлечен к материальному ущербу в размере 500 рублей. Уйти от выплаты взыскания можно только путем убеждения инспектора в проколе колеса по пути.
Важно указать, что сейчас автовладелец устремлен в СТО для устранения дефекта.
Кодекс об административных правонарушениях РФ не запрещает автомобилистам ставить парные покрышки разного рисунка на разные оси. То есть, водителю достаточно позаботиться об установке вперед покрышек идентичного рисунка (сзади возможна установка пары другого рисунка).
Не важно, что рисунки на разных осях не совпадают. Автовладелец вполне может заменить шины только одной оси.
Исключительный риск заключается в появлении проблем с резким торможением. Неидентичные рисунки предполагают отличное сцепление с поверхностью, что может повлечь заносы.
На одну ось устанавливать отличающийся рисунок нельзя: это противоречит нормам безопасности.
Это утверждение написано в пункте 5.5 Правил.
За отступление от этого положения грозит взыскание в размере 500 рублей.
Хотя иногда владелец может столкнуться лишь с предупреждением. На одной оси разрешено ставить только максимально схожие модели, но под данный запрет не подходят покрышки с неодинаковым сроком износа. Хотя более удачным решением будет установка свежих и поношенных шин попарно.
Так, если водитель испортил сразу два правых колеса, он вправе оборудовать какую-то ось уцелевшими покрышками.
На другую ось придется приобрести новую резину. Запрещена эксплуатация новых и обновленных шин.
Аналогичный запрет существует и для совмещения свежей резины и шин с углублениями. Стоит вспомнить термины:
- Обновленная (восстановленная) резина появляется в случае отправки изношенной покрышки на завод, где специалисты наносят свежий слой с рисунком.
- Резина с углубленным рисунком представляет собой старую покрышку, в которой заново вырезали рисунок, сделав ее тоньше.
Отличие в сцеплении свежей и старой резины, возвращенной в строй, вполне очевидна. Их воспрещается эксплуатировать одновременно.
Разрешается устанавливать только сразу четыре шипованные шины либо четыре нешипованные. Ни в коем случае нельзя ставить резину с шипами и без них на одну ось или с одной стороны на разных.
Если автомобилист оборудует левую сторону покрышками с шипами, а правую – без, его ждет взыскание за нарушение норм безопасности. Подобные колеса разрешено ставить только вместе на одну ось.
Не разрешается использование автомобиля с поставленными камерными и бескамерными покрышками парно на отличных осях средства.
Законодательство не содержит информации о конкретных технических особенностях резины, располагающаяся на одной оси. Единственное правило — одинаковый размер.
Однако именно эта характеристика предполагает совпадение всех остальных: ширины, профиля и радиуса.
В связи с этим ставить шины отличающегося диаметра на одной оси запрещается. Разрешается эксплуатация подобных шин лишь парно на разных осях.
В ПДД присутствуют определенные условия, предъявляемые к покрышкам.
Таким образом, для легковых авто остаточная глубина протектора на летней резине обязана равняться или превышать 1,6 мм.
На зимней резине — большей или равной 4 мм (присутствие шипов не несет значения). Запрещается эксплуатации комплекта покрышек, если:
- разношены или повреждены крепежные отверстия.
- покрышка имеет непредусмотренный для типа транспорта размер (сотрудник сможет определить отклонение с помощью информации сбоку двери или на внутренней стороне крышки бензобака);
- скрепляющих элементов недостаточное количество;
- указанная маркировка нагрузки не соответствует параметрам автомобиля;
- на дисках присутствует повреждение;
- на резине имеются дефекты, которые оголяют корд;
- имеется отслойка протектора от боковины;
Важно тщательно следить за состоянием колес автомобиля, чтобы снизить риск на дороге. Ниже приведена таблица в которой указанно какие шины можно комбинировать, а какие нет: Ситуация Отличающаяся резина в пределах одной оси (слева и справа) Отличающаяся резина на разных осях (впереди и сзади) Летняя и липучки Запрещено Разрешено Шипованная и нешипованная Запрещено Запрещено С разным рисунком протектора Запрещено Разрешено С разным износом Разрешено Разрешено От разных производителей Запрещено Разрешено Камерные и бескамерные Запрещено Разрешено Разных размеров Запрещено Разрешено 0 Автор: Алексей Игнатенко Юрист по автомобильному законодательству России.
Больше 9 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей по юридическим вопросам.