В каких случаях можно не осуществлять закупки у смп
Оглавление:
Особенности закупок у СМП по 223-ФЗ в 2023 году
223-ФЗСМП и СОНКОАвтор:Дмитрий Сидаев Закупка у СМП по 223-ФЗ — это конкурентные тендеры, в которых участвуют только представители малого бизнеса. Они проводятся в виде электронного конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений. С 01.04.2023 правила проведения сильно изменятся.
Скачать бланк отчета о закупках у субъектов малого предпринимательства Скачать заполненный образец годового отчета о закупках у СМП за 2020 год Скачать примерный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых у СМП по 223-ФЗ Как изменятся закупки у СМП с 01.04.2023 В законе о заказе отдельными видами юридических лиц установлено, что такое МСП в закупках, — это субъекты малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон №223 определяет особенности участия субъектов МСП в закупочной деятельности заказчиков и закрепляет годовой объем закупок, которые организации проводят только среди представителей малого бизнеса (п.
2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ). С 01.04.2023 изменится порядок проведения электронных конкурентных процедур среди МСП. Основные изменения таковы (452-ФЗ от 22.12.2020):
- Определен исчерпывающий перечень сведений об участнике, которые вправе запрашивать заказчик. Для организаций это наименование, адрес, учредительные документы, ИНН или аналог (для иностранного участника). Для ИП — Ф. И. О., паспорт, адрес места жительства, ИНН. Кроме того, разрешено запрашивать информацию об обеспечении заявки (реквизиты специального счета, копия или оригинал банковской гарантии) и предложение по предмету заказа и о цене договора (для электронного аукциона запрашивать цену нельзя).
- Допускается требование задекларированных сведений о неприостановлении деятельности участника на дату подачи заявки. Такая декларация размещается на электронной площадке, подавать отдельный документ не требуется. Если в закупочной документации определены критерии и порядок оценки заявок, то заказчикам разрешено указывать, какие сведения необходимы. Но если потенциальный поставщик не предоставил эту информацию в составе заявки, то его запрос отклонять нельзя. Запрещено требовать и иные документы, которые не входят в перечень.
- Состав заявки зависит от способа определения поставщика. Для участия в электронном аукционе подают две заявки. В первой указывают предложение по объекту заказа, во второй — все обязательные документы (если они требуются), но не ценовое предложение. В составе заявки на электронный запрос котировок представляют документы и информацию по требованиям закупочной документации.
- Электронный запрос предложений проводят в порядке, предусмотренном для электронного конкурса. Окончательное и дополнительное ценовое предложение теперь не подают.
- При электронном конкурсе больше не проводят квалификационный отбор участников. Сроки проведения каждого этапа необходимо указывать в закупочной документации, а не в извещении.
Изменения вступают в силу 01.04.2023. После этого заказчикам отводится 90 дней на корректировку положений о закупке в соответствии с нововведениями закона №452-ФЗ.
Подробнее: Таблица изменений в закупках по 223-ФЗ в 2023 году.
Как проверить статус СМП В законодательных нормативах закреплено, кто относится к СМП по 223-ФЗ, — это представители малого и среднего бизнеса (СМСП) и самозанятые. Правительство пересмотрело порядок проверки статуса участников для закупок у малого бизнеса и тендеров с обязательным привлечением субподрядчиков из числа СМП (постановление правительства №1909 от 24.11.2020). Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести закупку среди СМСП и самозанятых без штрафов и нарушений.
Используйте эти инструкции бесплатно.
Теперь для подтверждения статуса самозанятого не требуется отдельных документов, достаточно информации на сайте ФНС.
Аналогичным образом проходит проверка принадлежности компании или ИП к субъектам малого предпринимательства — в едином реестре ФНС.
Проверку проводит заказчик, участник не подает документы для подтверждения статуса самозанятого или СМСП.
Сколько закупают у СМП по 223-ФЗ По правилам постановления правительства №1352 от 11.12.2014 годовой объем закупок у субъектов МСП устанавливается в размере минимум 20% от общей стоимости договоров, которые заключены по результатам торгов (п.
5 постановления №1352). Доля соглашений, которые подписаны по результатам процедур только для СМП, составляет не меньше 18% от этого. Подобный объем указывают, и когда составляют закупочный план.
Список тендеров, которые не учитывают, указан в п. 7 постановления №1352. Он насчитывает 36 пунктов, приведем основные:
- Обеспечение обороны и безопасности государства.
- Услуги подвижной радиотелефонной связи.
- Услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению.
- Проведение планового ремонта, техобслуживания и модернизации по гарантийным или лицензионным обязательствам.
Годовой процент объема закупок у субъектов малого предпринимательства 223-ФЗ включает договоры, которые подписаны по итогам закупок:
- Исключительно среди СМП.
- Для всех участников, в т.
ч. среди СМП.
- Для поставщиков, которые для исполнения контракта привлекают малые компании как субподрядчика.
Отдельные правила установили для заказчиков, которые покупают инновационную и высокотехнологичную продукцию, в т. ч. у СМП. Годовой объем таких закупок равняется общей стоимости подобных сделок за предшествующий год + 5%. Это количество необходимо учитывать, когда планируете закупки.
Как утвердить перечень ТРУ для тендеров у СМП Утвердите перечень товаров, работ и услуг и проводите закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ по утвержденному списку. ТРУ из перечня закупайте у других категорий участников только в исключительных случаях, если:
- СМП не участвуют в закупке;
- заявки участников закупки, которые относятся к СМП, отозваны или не соответствуют требованиям закупочной документации;
- заказчик по положению о закупке решил не заключать договор по итогам тендера.
- заявка, которая подана единственным участником из числа малых компаний, не соответствует требованиям закупочной документации;
Это все исключения, если размещение не среди СМП по 223-ФЗ по заказам из перечня.
Они указаны в п. 21 постановления №1352. Во всех остальных случаях закупайте товары, работы и услуги из локального перечня только у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Включите в перечень информацию из ОКПД-2:
- Код, разделы, классы, группы и т. д.
- Наименование.
- Категории и подкатегории.
Разместите документ в ЕИС и на сайте заказчика. Если предмет сделки — продукция из Перечня, а начальная (максимальная) цена договора не больше 200 000 000 рублей, то проводить тендеры для малых компаний — обязанность заказчика.
Если цена договора от 200 млн рублей до 400 млн рублей — это его право.
Как проводить тендер среди СМП В ст.
Способ определения поставщика Минимальный срок для подачи заявок НМЦД Конкурс 7 дней Не больше 30 млн рублей 15 дней Больше 30 млн рублей Аукцион 7 дней Не больше 30 млн рублей 15 дней Больше 30 млн рублей Запрос предложений 5 рабочих дней до старта процедуры Не больше 15 млн рублей Запрос котировок 4 рабочих дня Не больше 7 млн рублей Отменяют процедуры до окончания срока подачи заявок или до заключения договора, если возникли обстоятельства непреодолимой силы. Заказчик вправе в документации о закупке требовать от поставщика обеспечить заявку, если цена договора превышает 5 млн рублей. Размер такого обеспечения не превышает 5% от цены договора.
Обеспечение заявки предоставляют в виде банковской гарантии или денег (по выбору участника). Деньги зачисляют на спецсчет, который поставщик открывает в банке из перечня по распоряжению правительства №1451-р от 13.07.2018.
Когда закончился срок приема заявок, банк блокирует эти деньги.
В 223-ФЗ закреплено, какими способами проводятся закупки у субъектов малого предпринимательства, — это запросы котировок и предложений, аукционы и конкурсы. Тендеры для малого бизнеса проводятся в электронной форме. Для проведения выбирайте электронные площадки, которые утверждены распоряжением правительства №1447-р от 12.07.2018 и соответствуют дополнительным требованиям по постановлению правительства №657 от 08.06.2018.
Их всего 8, и это те же площадки, где проходят торги по 44-ФЗ:
- АО «Российский аукционный дом».
- ООО «РТС-тендер».
- АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
- АО «Единая электронная торговая площадка».
- АО «ТЭК-Торг».
- ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».
- АО «Электронные торговые системы».
- ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов».
Отклоняйте заявки, в первых частях которых участник указал сведения о себе, о стоимости или включил цену во вторую часть.
Эти правила не применяются в запросе котировок. Закупки у СМП состоят из таких шагов:
- Закупочная комиссия определяет порядковые номера заявкам по убыванию.
- Электронная площадка отправляет заказчику первые, затем окончательные части заявок (если нужно).
- Покупатель готовит протокол рассмотрения первых частей и направляет его оператору для размещения в ЕИС.
- Заказчик результаты фиксирует в протоколе о подведении итогов.
- Оператор сравнивает цены, отправляет эту информацию и вторые части заказчику.
Как заключить договор в результате тендера среди СМП Договор подписывают только в электронной форме на электронной площадке. Представители покупателя и победителя подписывают его усиленной квалифицированной электронной подписью.
Если возникли споры по отдельным положениям договора, участник направляет заказчику протокол разногласий на электронной площадке. Когда заказчик рассмотрел замечания, он высылает поставщику доработанный с учетом разногласий проект договора или мотивированно отказывается вносить правки. Договор заключают на основании:
- Документации.
- Предложения участника.
- Извещения (приглашения).
- Проекта договора.
С 27 ноября 2020 г.
изменились правила заключения и оплаты договоров по итогам заказов у представителей малого бизнеса и самозанятых (постановление правительства №1909 от 24.11.2020).
Теперь стороны заключают договор в течение 20 календарных, а не рабочих дней. Срок оплаты определяется с момента подписания заказчиком акта или товарной накладной о приемке товаров, работ, услуг.
Как отчитаться о закупках у СМП Составляйте отчет по СМП по 223-ФЗ, если относитесь к одной из следующих категорий:
- АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
- автономные учреждения, если общая стоимость договоров за прошлый год превысила 250 млн рублей;
- юрлица независимо от организационно-правовой формы, годовой объем выручки которых за прошлый год превысил 500 млн рублей, если они не относятся к СМП;
- госкомпании, их дочерние компании;
- кредитные организации, величина активов которых за прошлый год больше 500 млн рублей;
Включайте в отчет данные о количестве и стоимости договоров (отдельно по каждому виду) и долю закупок у СМП.
Бланк привели в соответствие с измененным Положением об особенностях заказов у представителей малого бизнеса №1352 (постановление правительства №2058 от 09.12.2020). Разместить годовую форму нужно было не позднее 01.02.2021, чтобы отчитаться за 2020 год. Это указано в ч. 21 ст. 4 223-ФЗ.
Подробнее:
«Инструкция по составлению годового отчета о закупках у МСП по 223-ФЗ с изменениями от 01.01.2021»
.
+1 Поделиться: Предыдущая записьИнструкция по составлению отчета о закупках у СМП и СОНО по 44-ФЗСледующая записьПриказ о создании закупочной комиссии по 44-ФЗ и 223-ФЗ: правила разработки и образцы 12.03.2020Как оформить тендерный кредит для исполнения госконтракта 12.03.2019Банковские гарантии по 44-ФЗ: зачем, как выглядят, где получить 12.03.2019Инструкция по составлению конкурсной документации
Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства + образец декларации соответствия участника требованиям ст.
4 Федерального закона № 209-ФЗ
19.04.2012 33391 Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега!
В последнее время в мою службу поддержки поступает очень много вопросов по теме размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП).
Поэтому сегодня я решил написать небольшую обзорную статью, и сжато, но по существу, ответить на все часто задаваемые вопросы. Так как большинство участников закупок (поставщиков) относятся именно к категории субъектов малого предпринимательства, то данная статья будет полезной и актуальной для большинства посетителей моего сайта. Поэтому предлагаю сразу же перейти к сути нашей сегодняшней темы.
Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными , к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства определяются статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ.
- Для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая.
- Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; б) до 100 человек включительно для малых предприятий; в) до 15 человек — микропредприятия.
Примечание: Если закупки проводятся для субъектов малого предпринимательства (СМП), то численность работников не должна превышать 100 человек включительно.
- Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Примечание: В соответствии с для субъектов малого предпринимательства эта цифра составляет – 800 млн.
рублей. Для микропредприятий — 120 млн. рублей, для средних предприятий — 2 млрд.
рублей. В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч.
1.1 ст. 30 44-ФЗ. Согласно ч.
1.1. ст. 30 44-ФЗ при определении объема закупок, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
- для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- услуг по предоставлению кредитов;
- у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
- при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
- работ в области использования атомной энергии;
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций могут осуществляться следующими способами: , конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, , , запросы предложений. Многих поставщиков интересует следующий вопрос: Существует ли по 44-ФЗ перечень товаров, работ, услуг, закупки которых должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства?
Отвечу, что такого перечня нет, поэтому закупать с предоставлением преференций для СМП и СОНО можно любые товары, работы, услуги.
- Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (численность работников или выручка (стоимость активов)).
- Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения численности работников или объёма выручки (стоимость активов) выше или ниже, указанных предельных значений, в течение 3-х календарных лет, следующих один за другим.
- Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают установленных предельных значений.
- Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ установлен предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, для государственных или муниципальных нужд у СМП – 20 млн.
рублей.
- При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
- В совместном сказано следующее:
Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства Законом о контрактной системе не предусмотрена.
Т.е. исходя из выше изложенного, достаточно всего лишь в заявке продекларировать свое отношение к СМП и все.
Этого будет достаточно. Образцы деклараций соответствия участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Вы сможете скачать на сайте в разделе пункт 5.
- Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у СМП не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта.
Статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП: Часть 11.
Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей.
Вот, собственно говоря, и все основные моменты, которые необходимо знать поставщику для участия в торгах, размещаемых для субъектов малого предпринимательства. На этом сегодня все. До встречи в следующих выпусках! P.S.: Если материал статьи был вам полезен, то обязательно ставьте “лайки”, и делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
Оценка статьи:

(голосов: 8, средняя оценка: 5,00 из 5)

Загрузка.
Поделиться с друзьями:
Участие субъектов МСП в государственных и муниципальных закупках
Одним из механизмов поддержки малого предпринимательства являются государственные закупки. В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(далее – Закон № 44-ФЗ) закреплено, что при осуществлении закупок предоставляются преимущества субъектам малого предпринимательства (часть 4 статья 27). Заказчики согласно части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (далее – СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СОНКО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, за исключением закупок, осуществляемых:
- работ в области использования атомной энергии;
- услуг по предоставлению кредитов;
- при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
- у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
- для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
Законом № 44-ФЗ установлено, что закупки у СМП, СОНКО осуществляются путем:
- проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участника ми закупок являются только СМП, СОНКО.
При этом начальная (максимальная) статья контракта не должна превышать 20 млн. рублей;
- осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ (путем установления в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО).
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО.
В случае если в извещении об осуществлении закупки установлены указанные ограничения, в контракт, заключаемый с СМП или СОНКО, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. В соответствии с совместным письмом Минэкономразвития России, ФАС России от 04.04.2014 № 7158-ЕЕ/Д28и, № АЦ/13590/14, в качестве документов, подтверждающих принадлежность участника закупки к СМП, СОНКО, выступает декларация участника закупки о том, что он является СМП, СОНКО, предоставление иных документов, подтверждающих такую принадлежность, не требуется.
Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352
«Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
утверждено соответствующее Положение об особенностях участия СМСП в закупках (далее – Положение), которые отдельные юридические лица осуществляют в соответствии с Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Положением предусмотрено, что годовой объем закупок отдельных категорий заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) должен составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам закупок.
При этом общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 10% от совокупного годового объема.
Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации предусмотрено постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства с 18 процентов в 2016 году до 25 процентов (начиная с 2018 года).
Не важно, какая доля из 15 процентов пойдет на контракты с малыми предприятиями, а какая – на закупки у социально ориентированных некоммерческих организаций. Заказчик вправе использовать и весь лимит только на контракты с СМП (ч.
1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Чтобы выполнить 15-процентную норму, заказчик использует два способа. Первый способ – заказчик проводит закупку только среди СМП и СОНО. Второй – условия документации позволяют победителю привлекать к контракту малые предприятия как субподрядчиков.
Внимание: малые предприятия вправе участвовать во всех закупках заказчика, а не только в тех, что проводят для СМП и СОНО.
Ограничений нет Как проводят закупки у малых предприятий Заказчик обязательно закупается у малых предприятий только конкурентным способом – конкурсом, аукционом, запросом котировок или запросом предложений. При этом начальная (максимальная) цена контракта, или НМЦК, не может превышать 20 млн руб. Однако заказчик не вправе отказаться заключать контракт с победителем из числа малых предприятий в результате закупки без ограничений на основании того, что цена контракта больше 20 млн руб.
Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, письме Минэкономразвития России от 11 июля 2016 г. № Д28и-1749. Перечня товаров, работ или услуг, которые закупают только у СМП, нет.
Заказчик выбирает любой объект закупки. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 15 января 2015 г.
В плане-графике заказчик упоминает о преимуществах для СМП (ч.
1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). В плане-графике в строке напротив закупки, которую проводят среди СМП и СОНО, заказчик указывает «да».
В итоговой строке плана-графика «закупки, которые планируется осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций»заказчики указывают сумму:
- НМЦК;
- платежей последующих лет.
- платежей, которые запланированы на текущий год;
Шаг 2. Заказчик готовит проект контракта.
В проект включают обязательное условие об оплате.
Заказчик должен оплатить контракт с СМП в течение 15 дней с даты, когда подписал документы о приемке. Изменить срок из проекта допустимо только в меньшую сторону (ч.
8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, п. 2 письма Минэкономразвития России от 22 мая 2015 г. № Д28и-1296). Шаг 3. Заказчик размещает в ЕИС извещение, документацию о закупке и проект контракта. В извещении заказчик прописывает, что проводит закупки только у СМП и СОНО.
Тем самым заказчик устанавливает ограничения для остальных участников закупки. Об этом сказано в части 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ. Совет: чтобы участвовать в закупке на особых условиях для малых предприятий, ищите в ЕИС извещения о закупке именно у СМП и СОНО.
Конкуренты без статуса малого бизнеса не придут на закупку. А значит, шанс выиграть и получить выгодные условия выше.
В документации о закупке заказчик устанавливает размер обеспечения заявки для СМП в пределах 2 процентов НМЦК. При этом, если закупку проводят для всех участников без исключения, максимальное обеспечение заявки – 5 процентов.
Об этом сказано в части 15 статьи 44 Закона № 44-ФЗ. Внимание: участник подтверждает, что относится к СМП, декларацией. Какие еще документы заказчик потребует от участника, читайте в рекомендации.
Шаг 4. Заказчик принимает заявки от участников закупки. Если проводят конкурс, запрос предложений или запрос котировок, комиссия заказчика вскрывает конверты и рассматривает заявки. Любой участник имеет право присутствовать на процедуре.
В срок, который заказчик установил в документации, комиссия определяет победителя. Об этом сказано в параграфах 2, 3, 4 Закона № 44-ФЗ. Электронный аукцион проводят на электронной площадке.
Участник подает ценовые предложения. Процедура проходит в два этапа.
На первом снижают начальную цену контракта.
При этом предложения подают в пределах шага аукциона. На втором этапе все участники, кроме лидера, вправе улучшить свои ценовые предложения. После того как аукцион на площадке прошел, ЭТП направляет заказчику результаты.
Комиссия заказчика рассмотрит вторые части заявок.
Если заявка лидера отвечает требованиям документации, заказчик признает его победителем.
Такие правила прописаны в параграфе 2 Закона № 44-ФЗ. Шаг 5. Стороны заключают контракт. Стороны подписывают контракт после того, как победитель внесет обеспечение.
Если заказчик проводит аукцион, контракт подписывают на электронной площадке. При остальных процедурах – в бумажном виде. Победителя, который не подпишет контракт и не внесет обеспечение в срок, заказчик признает уклонившимся и внесет в реестр недобросовестных поставщиков.
Как привлекают субподрядчиков – малые предприятия Заказчик устанавливает в извещении о закупке условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО. Участвовать в такой закупке вправе любая организация, в том числе малый бизнес, а НМЦК не имеет значения (ч.
5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Закупки с привлечением субподрядчиков из малого бизнеса заказчик проводит по тем же правилам, что и закупку среди СМП, СОНО. При этом заказчик следует трем правилам, когда составляет контракт.
Правило 1. В контракте заказчик указывает условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНО. Заказчик устанавливает в контракте объем, в котором победитель должен привлечь малый бизнес. Объем рассчитывают в процентах от цены контракта.
Об этом сказано в части 6 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, письмах Минэкономразвития России от 10 марта 2015 г. № Д28и-590 и от 6 апреля 2015 г. № Д28и-837. Правило 2. В контракте заказчик прописывает, что контрагент несет ответственность, если не привлечет субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНО.
Если контрагент не привлечет к исполнению СМП и СОНО, заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, но только если установил такую возможность в контракте (п.
9 письма Минэкономразвития России от 17 марта 2015 г. № Д28и-747). Правило 3. Чтобы составить контракт, заказчик использует типовые условия, которые Правительство РФ разработало в постановлении от 23 декабря 2016 г. № 1466. В каких закупках и при каких условиях малые предприятия получают преимущества Малые предприятия вправе участвовать во всех закупках, которые проводят государственные заказчики и коммерческие организации, но не во всех вправе претендовать на преимущества.
Малые предприятия получат преимущество в закупках, которые проводят по Закону № 44-ФЗ – для субъектов малого предпринимательства, по Закону № 223-ФЗ – для субъектов малого и среднего предпринимательства. В таких закупках заказчики устанавливают ограничения для всех других претендентов на участие.
Информацию об ограничениях указывают в извещении и документации о закупке. На какие преимущества вправе претендовать малые предприятия Преимущества по 44-ФЗ:
- предельный размер обеспечения заявки – 2 процента от начальной цены контракта (ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
- максимальный срок оплаты – не более 15 рабочих дней с даты подписания документов о приемке (ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).
Преимущества по Закону 223-ФЗ:
- несколько способов обеспечения заявки и контракта – деньги, банковская гарантия, иной способ (п.
23 и 26 постановления от 11 декабря 2014 г.
№ 1352);
- программа партнерства (п. 15 постановления от 11 декабря 2014 г.
№ 1352).
- максимальный срок оплаты – не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств (п.
28 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
- предельный размер обеспечения договора – 5 процентов от начальной цены договора (п.
25 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
- предельный размер обеспечения заявки – 2 процента от начальной цены договора (п.
23 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
- предельный срок заключения договора – не более 20 рабочих дней со дня, когда заказчик принял решение заключить контракт (п.
27 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
В чем отличие закупок для малых предприятий по 44-ФЗ и 223-ФЗ Условие 44-ФЗ 223-ФЗ Заказчики, которые обязаны проводить закупки Государственные и муниципальные заказчики (ч.
1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ) Заказчики с объемом выручки свыше 2 млн руб. (п. 2 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352) Кто вправе участвовать в закупках Только малые предприятия и микропредприятия (ч.
1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ) 1. Только средние, малые и микропредприятия. 2. Все желающие, в том числе субъекты МСП (п.
4 постановления от 11 декабря 2014 г.
№ 1352) Минимальный объем закупок для субъектов в год Не менее 15% совокупного годового объема закупок (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ) 1. Не менее 18% совокупного годового объема договоров. 2. Не менее 10% по закупкам только для малых предприятий.
С 1 января 2018 г. – не менее 15% (п.
5 постановления от 11 декабря 2014 г.
№ 1352, постановление от 19 августа 2016 г. № 819) Начальная цена контракта (договора) Не более 20 млн руб.
(п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ) Не более 200 млн руб.
(п. 18 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352) Перечень продукции, которую закупают у малых предприятий Перечень не утвержден.
Заказчики вправе закупать у СМП любую продукцию Перечень утверждают заказчики (п. 8 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352) Чем подтверждают принадлежность к субъектам МСП Декларация (ч.
3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ) Декларация + сведения из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (п.
31 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352) Перечень товаров, работ, услуг в Законе № 223-ФЗ Для проведения закупок среди малых предприятий заказчики утверждают перечень товаров, работ, услуг.
В перечне указывают наименование продукции и код ОКПД2. Перечень размещают в ЕИС и на сайте заказчика (п. 8–10 постановления от 11 декабря 2014 г.
№ 1352). В ЕИС перечни размещены в разделе «Осуществление закупок». Поиск работает по наименованию или ИНН заказчика. Реестр субъектов МСП Участник вправе подтвердить свою принадлежность к малым предприятиям сведениями из Единого реестра субъектов МСП.
Сведения предоставьте в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа (п. 11 постановления от 11 декабря 2014 г.
№ 1352). Реестр ведет Федеральная налоговая служба по адресу https://rmsp.nalog.ru/. Порядок ведения реестра закреплен в Законе от 24 июля 2007 г.
№ 209-ФЗ. Если вас нет в реестре или данные некорректны, направьте оператору заявку на проверку сведений реестра. Заявку сформируйте на сайте.
Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу Путеводитель по контрактной системе.
Вопросы применения ст. 30- Преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям 1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом настоящей статьи, путем:1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;2) осуществления закупок с учетом положений настоящей статьи.(часть 1 в ред. Федерального от 04.06.2014 N 140-ФЗ)(см.
текст в предыдущей редакции)1.1. При определении объема закупок, предусмотренного настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;2) услуг по предоставлению кредитов;3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями настоящей статьи;(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 , от 27.12.2019 )(см.
текст в предыдущей редакции)4) работ в области использования атомной энергии;5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).(часть 1.1 введена Федеральным от 04.06.2014 N 140-ФЗ)1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в , и настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в настоящей статьи.(часть 1.2 введена Федеральным от 04.06.2014 N 140-ФЗ)2.
Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.(в ред.
Федерального от 31.12.2017 N 504-ФЗ)(см.
текст в предыдущей редакции)4.
В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с настоящей статьи.
Закупки, которые осуществлены на основании настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе.
В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.(в ред.
Федеральных законов от 31.12.2017 , от 27.12.2019 )(см. текст в предыдущей редакции)4.1. подготовки отчета, указанного в настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.(часть 4.1 введена Федеральным от 04.06.2014 N 140-ФЗ)5.
Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.(в ред. Федерального от 04.06.2014 N 140-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)6.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.(часть 6 в ред.
Федерального от 04.06.2014 N 140-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)7.
контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.8.
В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного настоящего Федерального закона.(часть 8 введена Федеральным от 04.06.2014 N 140-ФЗ; в ред.