Срок обжалования акта выездной налоговой проверки
Оглавление:
Порядок обжалования акта налоговой проверки
Содержание Довольно часто по итогам налоговых проверок – как камеральных, так и выездных, – инспекторы приходят к выводу, что компания нарушила налоговое законодательство. В таком случае проверяющие должны зафиксировать результаты проверки (факт нарушений) – составить акт и передать его налогоплательщику. Однако не надо сразу опускать руки, если ИФНС доначислила огромные суммы налогов и штрафы. Их можно снизить или вообще отменить!
Для этого существует процедура обжалования.
Какие на это отводятся сроки и каков порядок обжалования – читайте в нашей публикации.
1C-WiseAdvice делает все для того, чтобы уберечь вашу компанию от излишнего внимания контролирующих органов.
Наш подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки.
Окончание налоговой проверки не означает, что компания тут же должна оплатить доначисления. Отметим, что об окончании камеральной проверки компания узнает не всегда: налоговики составляют акт только при обнаружении нарушений.
«Полезная бухгалтерия» от 1С-WiseAdvice Специалисты нашей компании знают, что и как проверяет ИФНС, осознают все риски и возможные потери для бизнеса. Поэтому в процессе ведения клиента наши бухгалтеры всегда увязывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений.
Например, в актах 2018 года инспекторы пишут так:

Кроме того, компания обязательно получит уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки (), вне зависимости от того, подана жалоба на акт налоговой проверки или нет. Причем инспекция должна иметь подтверждение, что уведомление компанией получено ().
Обжалование результатов проверки будет в пользу компании при отсутствии подтверждения об уведомлении. Как правило, достаточно единственного аргумента – налогоплательщик был лишен возможности присутствовать на рассмотрении материалов проверки. Однако какой бы однозначной ситуация не была, всегда могут возникнуть различные нюансы, и для полного успеха проще поручить обжалование профессионалам.
Иногда компании полагают, что обжалование камеральной проверки можно заменить уточненной декларацией. Эти заблуждения основаны на том, что таким способом обычно прерывают камеральную проверку.
Например, когда компания получила требование из налоговой инспекции о предоставлении документов (информации) или пояснений. Поскольку камеральная проверка имеет более узкую специализацию, чем выездная, то многие компании не привлекают к процессу обжалования сторонних специалистов.
Однако если речь идет о значительных суммах, то сторонний юрист может увидеть возможности их уменьшения на основании огромного опыта работы с другими компаниями.
Решение о взыскании задолженности инспекторы должны вынести в течение двух месяцев с даты окончания срока на добровольную уплату налога по требованию. Однако имеется возможность приостановить исполнение решения налогового органа путем ходатайства в рамках судебного обжалования о принятии обеспечительных мер в виде запрещения инспекции совершать действия по принудительному взысканию доначислений и приостанавливать операции по счетам в банках. С этого момента начинается отсчет срока возражений.
Способам вручения (отправки) акта посвящен довольно объемный раздел 7 .
Указанное письмо разъясняет особенности выездных проверок.
При этом его положения о процедурных моментах, связанным с актированием, вполне можно применять и к камеральным проверкам.
Вне зависимости от вида проверки инспектор может вручить акт лично, а также отправить его:
- по телекоммуникационные каналы связи (далее – ТКС);
- заказным письмом.
При личном получении акта проставляйте дату получения собственноручно. Нередки случаи, когда инспекторы проставляют более ранние числа.
Например, из-за выхода за регламентированные сроки проверки. Для суда затягивание сроков большой роли не играет, а вот если вы пойдете на компромисс с инспектором, то уменьшите себе время на подготовку возражений.
При взаимодействии по ТКС у компании фактически есть не четыре, а пять недель для подготовки возражений. Такая поблажка возникает из-за отправки подтверждения о получении корреспонденции из налоговой (сделать это нужно на шестой рабочий день).
Самый неприятный вариант – когда акт отправлен обычной почтой и шел дольше, чем шесть дней с момента его отправки.
Время на подготовку возражений из-за почтовой задержки не увеличивают. Отметим, что заказные письма инспекторы обычно используют, когда представитель компании отказался получить акт и факт отказа зафиксирован. Таким образом отказ в получении акта может привести к сокращению сроков подготовки возражения из-за некорректной работы почты.
При формировании возражений по акту налоговой проверки имеет смысл использовать рекомендации самих налоговиков (, опубликовано на сайте 16.04.2018). Сложность представляет основная часть возражений, где необходимо:
- перечислить нарушенные положения налогового законодательства.
- изложить свои позицию;
Очевидно, что для составления основной части компаниям чаще всего необходима помощь налогового юриста.
Если решите формировать возражения самостоятельно соблюдайте основные правила:
- формулируйте доводы четко и лаконично;
- полезна ссылка на – в нем как раз дана установка инспекторам руководствоваться разъяснениями с сайта их ведомства;
- прежде всего ссылайтесь на нормы Налогового кодекса, затем – на подходящие письма Минфина или ФНС (если письмо размещено на сайте ФНС как обязательное для применения налоговыми инспекторами, обязательно укажите на это);
- используйте письма регионального управления ФНС, не говоря уже о письменных ответах своей инспекции в ваш адрес, если таковые есть;
- прорабатывайте только те моменты, с которыми не согласны (акт не обязательно обжаловать целиком);
- приводите судебную практику в пользу налогоплательщиков и сообщите налоговикам, что судьи скорее всего, отменят доначисления.
- излагайте возражения с учетом последовательности конкретных пунктов акта и, если есть возможность – обязательно указывайте по какому пункту акта возражаете;
- предметом возражений делайте выводы контролеров, а не превышение сроков или нарушение процедуры истребования документов (в последнее время нарушение процедуры на отмену доначислений не влияют);
Судебная практика, на которую идет ссылка, должна максимально соответствовать именно вашей ситуации.
При этом в первую очередь ссылайтесь на решения ВАС, затем – на постановления арбитражного суда вашего округа.
К сожалению, даже при наличии судебной практики в пользу налогоплательщиков инспекторы не всегда идут на уступки. Для защиты своих интересов компания должна иметь подтверждение представление в инспекцию не только самих возражений, но и всех приложений к ним.
Если представляете возражения в бумажном виде (по почте или лично), то обязательно перечислите подробно все приложения с указанием количества листов. При отправке по ТКС реестр документов, прилагаемых к возражениям, формировать не нужно.
За вас это сделает сама программа, формирующая обращение налогоплательщика. Особых требования к названиям приложений, направляемых по ТКС, налоговые органы не предъявляют. Даже если файлы будут поименованы, как «Screenshot» проблем не возникнет.
И все же для удобства прилагаемые файлы целесообразно называть так, чтобы было понятно их содержание.
Единственная особенность отправки по ТКС – тема обращения налогоплательщика.
Большинство инспекций просят, чтобы в, отправляемого по ТКС были указаны, в том числе ФИО налогового инспектора (например, в скобках).
В данном случае это будут ФИО инспектора (инспекторов), составивших акт.
Благодаря тому, что в настоящее время прохождение почтовых отправлений можно отследить на сайте Почты России, такой вариант отправки возражений вполне допустим. Однако и в этом случае будет не лишним использовать ТКС.
Если видите, что почта работает нерасторопно – сообщите в инспекцию об отправке возражений с приложением квитанции. Необходимость в таких дополнительных действиях вызвана негативными ситуациями, возникающими в результате:
- некорректной обработки почтовой корреспонденции в самой налоговой инспекции.
- задержки почтовых отправлений;
Возражения можно сдать в канцелярию инспекции лично.
При этом обязательно иметь при себе второй экземпляр (можно без приложений) для того, чтобы инспекция могла поставить отметку. Присутствие представителя компании на рассмотрении материалов проверки, в том числе возражений – не обязательно.
Их могут рассмотреть и без вас. Только убедитесь, что возражения действительно получены. Если инспекция настроена на компромисс, то найти время на посещение инспекции нужно.
Не лишним будет посещение инспекции и для того, чтобы показать: компания готова идти до конца. Зачастую налоговики проходят через все процедурные моменты обжалования, невзирая на свою явную неправоту.
Экспертная поддержка клиентов Клиентам, которые обслуживаются в 1С-WiseAdvice, мы всегда готовы оказать всестороннюю экспертную поддержку.
Хотите читать советы налоговых экспертов и главных бухгалтеров? Подпишитесь на обновления блога Подписаться Поделиться статьей Наши лучшие статьи
- 16 мая 2017
- 09 октября 2020
- 08 октября 2020
- 31 августа 2018
Заказ обратного звонка Ваше имя Ваш телефон Удобное время звонка Через 30 минут В течение дня Утром с 9 до 12 Днем с 12 до 15 Вечером с 15 до 19 Что вас интересует? Бухгалтерское обслуживание Оптимизация налогов Расчет зарплаты и кадры Восстановление учета Нулевая отчетность Другое Нажимая на кнопку «Заказать звонок», вы даете согласие на Наверх © 2004—2021, ООО «1С-ВайзЭдвайс» Другие компании группы Wiseadvice Наш офис в Москве: Рязанский проспект, д.75, корп.4 ИНН: 7721641003 КПП: 772101001 © 2004—2021, ООО «1С-ВайзЭдвайс» false
Как обжаловать решение налогового органа
Закрыть Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании. Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела. Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать Фред ДеЛюка Основатель Subway Подписка на уведомления о новых статьях Подписаться Мне не интересно
12 ноября 2018 Предприниматель может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права.
Рассказываем о том, как это можно сделать, какие документы и в какие сроки подать, на какие нюансы обратить внимание. Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено . При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление.
Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.
В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа. Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела. Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.
Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.
В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (). Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:
- о проведении дополнительного контроля.
- о привлечении налогоплательщика к ответственности;
- об отказе от привлечения ответственности;
Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.
А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений ().
можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».
- установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
- объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
- при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
- разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности ();
- вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.
Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. Как подавать возражения:
- лично или через представителя.
- по почте;
- в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
Куда направлять?
В налоговый орган, составивший акт.
Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать. Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу.
Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу ().
Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем.
Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность. Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители). Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности ().
Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (). Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном.
Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Эта информация указана в :
- способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
- обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
- ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
- требования лица, подающего жалобу;
- основания, по которым нарушены права заявителя;
- наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.
Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.
Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу. Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение.
Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.
Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения. Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.
- если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
- если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.
- это бесплатно;
- чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
- вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
- это несложно и не требует помощи юристов;
Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.
можно скачать на сайте ФНС. Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд ().
Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. ().
- какие права заявителя были нарушены;
- название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
- наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.
- для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
- цену иска (если иск подлежит оценке);
- наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
- ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
- обжалуемый акт;
- документы, на которые ссылается налогоплательщик;
- документы о направлении заявления в налоговые органы;
- копию свидетельства о регистрации организации;
- подтверждение оплаты госпошлины.
- доверенность представителя;
- документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.
Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ. Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях. На что нужно обратить внимание налогоплательщику:
- Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган ().
- Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения ().
- Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки ().
- Подать возражения можно в течение месяца (), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
- Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
- Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы () в течение года после принятия решения.
- Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
- Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
- В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
- Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган ().
- Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.
- К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
- Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении ().
- Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений ().
Подписаться × Загрузить ещё
Срок обжалования акта выездной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, для возможности инициирования процедуры принудительного взыскания с общества спорной задолженности инспекции необходимо ориентироваться на ненормативный акт, вступивший в законную силу. Поскольку законность решения ИФНС по результатам выездной проверки оспаривалась в вышестоящий налоговой орган, возможность начать процедуру принудительного взыскания и выставить требование появилась у инспекции после принятия УФНС решения по итогам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика. Соответственно, нарушения срока выставления требования не было.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, законность доначисления спорных сумм подтверждена решением суда. Обжалуемые решения о принудительном взыскании налога приняты исключительно во исполнение решения по итогам выездной налоговой проверки. Кроме того, оспаривание ненормативных актов, направленных на взыскание налогов, пеней, штрафа, возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления налоговых платежей.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:То есть проведение в отношении организации выездной налоговой проверки может быть основанием для продления сроков включения требований налогового органа в реестр кредиторов, а в случае вынесения судебного акта, предусмотренного ст. 52 Закона N 127-ФЗ (судебный акт, которым завершается производство по делу о банкротстве), без учета сведений о проводимой выездной налоговой проверке, данное обстоятельство может быть основанием для обжалования налоговым органом судебного акта, предусмотренного ст. 52 Закона N 127-ФЗ, что, в свою очередь, будет являться основанием для приостановления производства по делу о банкротстве.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Нарушение налоговым органом срока приостановления выездной налоговой проверки в данном случае не может быть признано в качестве необходимого и достаточного основания для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Данное положение является общим правилом, которое, однако, не означает, что федеральный законодатель лишен права наделить данный федеральный орган исполнительной власти отдельными полномочиями по изданию подзаконного нормативного правового акта по тому или иному вопросу, касающемуся налогообложения, путем прямого указания таких полномочий в Налоговом кодексе Российской Федерации.
К числу подобного рода полномочий, помимо полномочия по установлению оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, закрепленного в оспариваемом законоположении, относятся полномочия по установлению порядка изменения срока уплаты налога или сбора (пункт 8 статьи 61 Налогового кодекса Российской Федерации), порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (пункт 7 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации) и др. При этом на такие акты распространяются общие требования пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, предписывающие, что данные акты должны соответствовать нормативному акту большей юридической силы и не могут изменять и дополнять законодательство о налогах и сборах.
Срок обжалования акта налоговой проверки
› Статья акутальна на: Июнь 2023 г.
Не всегда и не все юридические лица соглашаются с итогами налоговых проверок.
В этом случае российское законодательство дает предприятиям и организациям право их оспорить, но только в установленном законодательством РФ порядке. В ряде случаев обжалование актов налоговой проверки (АНП) позволяет компаниям избежать излишних доначислений налогов, а также штрафов и пеней.
Что представляет собой акт налоговой проверки?
Это документ, который составляется сотрудниками ФНС по окончании налоговой проверки любой компании. Порядок и правовые особенности регулируются ст.
100 НК РФ. В документе сотрудники ФНС указывают следующие сведения:
- все факты нарушений и несоответствий, которые налоговики выявили в ходе проверки, но только доказанные документально, любые предположения или догадки, не подтвержденные соответствующими документами в акт проверки вносить недопустимо;
- если никаких нарушений не выявлено – запись об их отсутствии.
- рекомендации по устранению выявленных нарушений с обязательными ссылками на отдельные статьи НК РФ (в тех случаях, когда компания несет какую-либо финансовую ответственность за нарушение), в тех случаях, когда были выявлены только технические ошибки (описки, неверный расчет), налоговики ограничиваются только рекомендациями по их исправлению;
Различают два вида актов:Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)
- по итогам выездной налоговой проверки;
- по итогам камеральной налоговой проверки.
В первом случае, согласно п. 1 ст. 100 НК РФ, возражения на акт выездной налоговой проверки должны быть составлены не позднее, чем через два месяца после того, как была написана справка о проведенном обследовании компании фискальными органами.
Если сотрудники ФНС проверяли консолидированную группу налогоплательщиков, то акт налоговой проверки должен быть составлен не позднее, чем через три месяца после написания справки. После камеральной проверки, согласно тому же п.
1 ст. 100 НК РФ, документ должен быть составлен в течение десяти дней после ее окончания, но только в том случае, если были выявлены какие-либо нарушения по исчислению налоговых сборов (п. 5 ст. 88 НК РФ). Не всегда компания может обжаловать такой акт. Вернее, обжаловать она может, но не всегда это приведет к желаемому результату.
Возражения по поводу результатов налоговой проверки юристы рекомендуют составлять и подавать в таких ситуациях, когда:
- Проверка не проводилась, акт не составлен, но к организации были применены штрафные санкции.
- Явно и грубо нарушены интересы юридического лица.
- Фискальные службы вообще отказываются рассматривать просьбу компании об отмене принятого акта.
- Сотрудники ФНС приняли незаконное решение.
- ФНС необоснованно отказалась возмещать (либо возвращать) НДС.
- Из-за бездействия сотрудников ФНС организация понесла финансовые или репутационные потери.
Мнение эксперта Порядок обжалования актов налоговых органов состоит из четырех последовательных этапов, но не всегда необходимо использовать каждый из них.
При получении приемлемого для компании решения на любом из этапов остальные не обязательны.
Итак, фискальные органы провели проверку, составлен акт, но компания с результатами проверки не согласна, что предпринять? Составить письменные возражения на акт налоговой проверки и направить документ в адрес руководителя той службы, которая проводила процедуру.
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, АНП может быть обжалован как целиком, так и его отдельная часть. Законодательство устанавливает срок подачи возражения – не более одного месяца после получения акта проверки и подтверждающих изложенные в акте нарушения документов. В течение месяца налоговая служба должна принять решение по поданному возражению, в некоторых случаях, когда имеются объективные причины, срок принятия решения может быть продлен, но не более, чем на месяц.
В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ, руководитель фискальной службы рассматривает акт и возражения к нему и принимает решение:
- о привлечении к ответственности;
- об отказе от привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.
Компания получает соответствующее решение, которое вступает в законную силу по истечении месяца со дня его получения. Предприятие имеет право не ждать, пока решение вступит в силу и начать его исполнение полностью или частично, либо, при несогласии с решением налогового органа, приступить к следующему этапу обжалования решения по итогам проверки в вышестоящий налоговый орган.
Если налоговое решение, принятое по итогам рассмотрения возражений, компанию не устраивает, НК РФ дает возможность налогоплательщику его оспорить (абз.
3 п. 1 ст. 138 НК РФ). Важно помнить, что решение территориального налогового органа вступает в силу по истечении месячного срока с момента вручения решения.
То есть компания может подать жалобу и оспорить еще не вступившее в законную силу решение, такая жалоба согласно НК РФ называется апелляционной.
Для этого компания составляет апелляционную жалобу, адресованную в вышестоящую инстанцию, но подавать ее следует в ту инспекцию, которая приняла спорное решение. Сотрудники территориального налогового органа сами в трехдневный срок после получения апелляционной жалобы обязаны передать ее в вышестоящий налоговый орган. Жалоба рассматривается без участия представителей компании-апеллянта.
Исключением из этого правила являются те ситуации, когда при исследовании материалов проверки вышестоящая инстанция обнаружила, что данные проверки не соответствуют документам, поданным организацией при оспаривании акта налоговой проверки.
Случается, что компания не успевает подать апелляционную жалобу до истечения оговоренного НК срока и решение фискальных органов вступает в силу. В этом случае предприятие имеет еще одну возможность для оспаривания решения налоговиков – составление жалобы и направление ее в вышестоящую инстанцию таким же образом, как и апелляционную жалобу. Решение по жалобе (апелляционной жалобе) должно быть принято вышестоящим налоговым органом не позднее одного месяца со дня получения жалобы ИФНС.
Решение вышестоящего налогового органа, согласно п. 6 ст. 140 НК РФ, вступает в силу с момента его вынесения.
Вышестоящий налоговый орган по результатам рассмотрения жалобы на решение ИФНС по налоговой проверке может (п. 3 ст. 140 НК РФ):
- оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
- отменить решение налогового органа полностью или в части;
- отменить решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
Согласно п.
2 ст. 101.2 НК РФ, новое решение по возражению к акту налоговой проверки вступает в силу немедленно после его принятия. В тех случаях, когда вышестоящий фискальный орган отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы, первоначальное решение также незамедлительно вступает в силу.
Если компания получила ответ на апелляционную жалобу от Управления ФНС по субъекту, который ее не удовлетворил, она, согласно абз.
3 п. 2 ст. 139 НК РФ, может обратиться с жалобой непосредственно в ФНС. При этом, если даже организация и пропустила срок подачи жалобы, но по уважительной причине, она, согласно абзацу 4 той же статьи НК РФ, может обратиться в налоговый орган с ходатайством о его восстановлении. Четвертым этапом обжалования АНП является обращение в суд.
Возможно только в том случае, если соблюден обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган. Исковое заявление подается в суд в течение трех месяцев с того момента, как был получен ответ на жалобу (апелляционную жалобу). Также организация имеет право на обращение в суд в том случае, если фискальные службы не приняли никакого решения в ответ на обжалование решения ИФНС в установленные законом сроки.
Камеральная проверка, в отличие от выездной, проводится без уведомления проверяемой организации. В тех случаях, когда нарушения налогового законодательства обнаружены, по результатам проверки составляется акт налоговой проверки, который передается компании-налогоплательщику не позднее, чем через 10 дней после завершения камеральной проверки. Бывают случаи, когда организация не получает акт проверки.
В этом случае, если руководство компании сможет доказать, что причина неполучения документа является уважительной, например, фискальный орган не известил, что после проверки предприятия был составлен акт, а почтовое отправление затерялось, они получают возможность восстановления срока для оспаривания акта. Если налогоплательщик лишился возможности представления возражений на акт проверки по вине налогового органа, это может стать основанием для отмены решения налогового органа по такой проверке.
Нередки случаи, когда организации-налогоплательщики всячески уклоняются от получения акта.
То есть, они знают, что такой акт составлен, но не забирают его сами и уклоняются от получения почтового отправления. В таком случае датой получения акта будет считаться шестой день после отправки его по почте заказным письмом.
В итоге акт налоговой проверки считается доставленным и вступает в силу в установленные законом сроки. Но и в этом случае компания может оспорить вступившее в силу решение, обратившись в вышестоящую организацию с апелляционной жалобой в течение меяца с момента получения решения или с обычной жалобой – в течение года после вынесения решения по проверке. Далеко не всегда при обжаловании решения по проверке компания получает тот результат, к которому она стремилась, особенно в тех случаях, когда спор дошел до суда.
Нередки ситуации, когда фискальные службы в качестве обеспечительной меры ходатайствуют перед судом о запрете использования имущества и денежных активов предприятия до вынесения судебного решения. Другими словами – все счета компании замораживаются до тех пор, пока не вступит в силу решение суда по иску предприятия об обжаловании актов налоговой проверки. У юристов нашей компании имеется положительный опыт в подобного рода делах.
Но, любую неприятность легче предотвратить, чем потом исправлять ее последствия. Практический опыт показывает, что компания, при обжаловании решения по налоговой проверке, без привлечения специалистов, может упустить важные нюансы и допустить ошибки при формировании доказательственной базы, которые в последующем будет сложно исправить. Мы можем помочь любой компании еще до того, как налоговики начнут проверку.
Наша компания предлагает комплексную помощь и сопровождение вашего бизнеса при:
- проверке благонадежности ваших контрагентов;
- обжаловании результатов уже проведенной проверки, если они не устраивают предприятие.
- консультировании всех сотрудников организации еще до начала фискальной проверки;
- сопровождении камеральной налоговой проверки;
- сопровождении выездной налоговой проверки;
- юридическом сопровождении всех проводимых и уже заключенных сделок;
В каждом конкретном случае мы вырабатываем отдельную стратегию помощи бизнесу в зависимости от сложившейся на момент обращения к нам ситуации и пожеланий клиента.
Обжалование акта налоговой проверки производится в строгом порядке, определенном Налоговым кодексом. О том, какие шаги надо предпринять, если не устраивает решение налоговой службы по результатам проведенной проверки, вы узнаете из статьи далее.
Для обжалования акта налоговой проверки необходимы определённые основания. Если подать жалобу без наличия таких оснований, она будет отклонена, в большинстве случаев – даже без рассмотрения.
Потому очень важно знать, в каких условиях возможно подать жалобу.
Вот наиболее распространенные основания для оспаривания:
- другие нарушения, которые так или иначе могли повлиять на результат проверки – сюда относятся более редкие ситуации, например, когда для аудита привлекаются сторонние организации, которые не имеют соответствующей сертификации, если изымались документы и техника, которые не имеют отношения к текущей проверке, если использовались сведения, которые не соответствуют действительности и т. д. Все эти сведения при должной подготовке могут быть использованы как аргументы для оспаривания результатов налогового аудита.
- нарушены сроки проведения проверок – как камеральная, так и выездная налоговая проверка имеют законодательно ограниченные периоды проведения. Однако на практике сроки нередко нарушаются, что дает возможность оспорить акт налоговой проверки. Не имеет принципиального значения, по чьей вине произошла задержка: если сроки нарушены, можно подавать жалобу, ведь закон уже был нарушен;
- налоговые инспекторы допустили те или иные нарушения во время проведения аудита – достаточно часто можно столкнуться с ситуациями, когда проверяющие нарушают закон во время проверок бизнеса. Нарушения могут быть как очень серьезными, так и мелкими, однако даже самое незначительное нарушение (например, забыли указать дату проверки, не поставили подпись или печать и т. д.), если оно вовремя и правильно зафиксировано, дает возможность оспорить итоговый акт проверки или его части. Потому очень важно, чтобы во время проверки присутствовал юрист, который сможет проследить за соблюдением законодательства со стороны инспекторов;
- неправомерное или безосновательное применение санкций – практически любая проверка, особенно выездная, заканчивается наложением штрафных санкций или доначислением налоговых платежей. Однако не всегда для этого есть достаточные основания. Если вы выяснили, что доначисление налогов, штрафы или другие ограничительные действия со стороны ФНС (например, блокировка счетов) были применены без должных для этого оснований, это может служить основанием для оспаривания такого акта налоговой проверки. Но чтобы обнаружить безосновательность санкций, не обойтись без консультаций профессионального юриста по налогам;
При подготовке к оспариванию уделите подготовке обоснования достаточно внимания, ведь часто именно недостаточная мотивационная часть служит причиной для отказа в удовлетворении жалобы.
Также очень важно грамотное сопровождение налоговых проверок – тогда повышается вероятность того, что все нарушения будут зафиксированы.
Обращение в суд – финальный этап оспаривания акта налоговой проверки. Исковое заявление подается в арбитражный суд по месту регистрации компании. В качестве ответчика выступает отделение ФНС, решение которого оспаривается.
В тексте иска обязательно указывается конкретный акт проверки, дата проведения аудита, все выявленные нарушения.
Кроме того, нужно указать, что соблюден претензионный порядок разрешения спора – были поданы жалобы на действия налоговиков. К иску прилагаются документы, которые могут подтвердить позицию истца. Далее документы подаются на рассмотрение в суд.
Копия обязательно направляется в ФНС с целью уведомить их о подаче судебного иска. Во время слушаний главная цель – убедить суд, что нарушения действительно имели место и могли повлиять на решения, принятые по итогам проверки. В этом случае судья может удовлетворить требования заявителя и отменить акт или отдельные его положения.
Опытный юрист по налоговым вопросам поможет с подготовкой и подачей иска, а также может представлять интересы вашей компании во время рассмотрения. Заключение Если акт налоговой проверки нарушает права вашей компании, налагает необоснованные штрафные санкции, или во время проведения налоговой проверки были допущены нарушения, вы можете обратиться с жалобой и добиться отмены решения ФНС.
Существуют досудебный и судебный варианты разрешения спора, причем обращение в суд без досудебного этапа невозможно. Грамотный профильный юрист поможет с обжалованием и обеспечит решение спора в вашу пользу.
Камеральная проверка – одна из двух установленных законодательством форм аудитов налогоплательщиков, которая проводится с целью регулярного контроля за соблюдением налогового законодательства и недопущения нарушений. В отличие от выездной проверки, которая для проведения требует специального постановления и проводится нерегулярно, камеральная проверка проводится каждый раз, когда отчетные документы от налогоплательщика поступают в ФНС. Для различных групп налогоплательщиков, соответственно, периодичность проведения камеральной проверки может отличаться – раз в квартал, раз в полугодие, раз в год и т.
д. Еще одна отличительная особенность камеральной проверки — она касается как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, а выездная проверка может касаться исключительно юридических лиц.
Для того чтобы провести камеральную проверку, не требуется проводить какие-либо специальные мероприятия, выезжать по адресу проверяемой компании, проводить выемку документов, техники и т.
д. Все действия проводятся исключительно с поступившими от налогоплательщиков документами и доступными реестрами, с которыми сравниваются полученные цифры. Потому в большинстве случаев компании и не догадываются, что в их отношении проводится камеральная проверка, до тех пор, пока не получат акт об ее результатах и перечень требований, если в процессе были выявлены нарушения. Конечно, в некоторых случаях, если установить истину бывает сложно, налоговый инспектор имеет право затребовать те или иные дополнительные документы в ходе проверки, и представитель налогоплательщика обязан их предоставить в установленные сроки, но делается это достаточно редко.
Первый этап камеральной проверки обычно проводится автоматически с использованием специального программного обеспечения.
Если в ходе такого аудита выявлены расхождения, сведения поступают на углубленную камеральную проверку, которую выполняют уполномоченные сотрудники ФНС. Они более подробно изучают цифры, представленные налогоплательщиком, и ищут причины несоответствий в них. В случае, если были выявлены факты налоговых нарушений, это будет изложено в акте о проведении камеральной проверки, как и санкции за выявленные нарушения.
Что касается сроков проведения проверки, то обычно они ограничены 3 месяцами с момента поступления документов в ФНС, но в некоторых случаях по решению начальника отделения могут быть продлены еще на 3 месяца с целью установления всех нюансов и обстоятельств.
Для иностранных организаций камеральная проверка может длиться в 2 раза дольше – до 6 месяцев.
Автор статьи Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.
Отличная статья 0 Помогла статья?