Сравнение лужина и свидригайлова таблица вывод
Оглавление:
Сочинение Лужин и Свидригайлов в романе Преступление и наказание Достоевского
» Роман «Преступление и наказание» построен вокруг личности Родиона Раскольникова и совершённого им убийства старухи-процентщицы. Однако стоит заметить, что немаловажную роль играют второстепенные персонажи произведения, так как именно они помогают глубже и детальнее понять главного героя. Так, например, раскрыть характер студента помогают его так называемые двойники, поэтому имеет большой смысл сопоставление Раскольникова и Лужина, одного из таких «двойников».

Совершенно разными путями по жизни идут Раскольников и Свидригайлов.
Сравнительная характеристика (сочинение каждого школьника обязательно содержит этот момент) невозможна без оценки того, какой образ жизни ведут герои.
Родион погружается в разработку теории, а Аркадий ищет истину в вине, распутничает.По слухам, насильник и убийца.
Оправдывает свою вседозволенность тем, что не верит в вечность, а значит, не суть важно, как ты провел эту жизнь – в молитве или страстях, после нее уже, наверное, ничего не будет.Можно сказать, что Свидригайлов сам задушил в себе абсолютно все человеческое.Раскольников, видя чудовищную несправедливость, которая его окружает, не хочет сидеть сложа руки. Ему кажется, что от него зависит счастье всего человечества. Но с самого начала он становится жертвой лжи, самообмана, которые его и направляют.
Он выстраивает теорию о двух разрядах, делит людей на ничтожества, “тварей дрожащих”, которые, по его мнению, — паразиты и кровопийцы, и “властелинов судьбы”, наполеонов, сверхчеловеков, сильных и способных на великие дела.Себя конечно же он относит к “высшему” разряду, и, чтобы оправдать свою роль, он “во имя всеобщего счастья” совершает убийство.
Это лишь “первый шаг” на пути ко всеобщему счастью.
Но теория Раскольникова терпит крах, ибо он понимает, что хотя и “преступил черту”, но оказался еще дальше от своих “благих” целей, чем был до убийства, он “осмелился” совершить злодеяние, а боится посмотреть в глаза правде, убил “ничтожество”, а сам уподобился “твари дрожащей”.Раскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика героев всегда отмечает этот момент) считают себя уникальными, неповторимыми. Раскольников старался подтвердить ту теорию, которую сам разработал, а Свидригайлов просто был убежден в своей неповторимости.Однако, какой бы ужасный поступок ни совершил Родион, читатель невольно проникается сочувствием к нему. Возможно, это вызвано тем, что Достоевский очень хорошо знакомит нас с внутренним миром главного героя, погружает в его мысли, чувства.Свидригайлов в своих поступках более меркантилен, он остается для читателя отталкивающим и загадочным.Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова должна содержать момент, который указывает на сходство героев, а именно — на их убежденность в том, что поступки необыкновенных людей могут оставаться безнаказанными.Теория, которую разработал Раскольников, отменяет нравственные устои и оправдывает не только преступление Родиона, но и безнравственность Свидригайлова.Тем не менее оба героя приходят к раскаянию, Родион признает свое преступление и несет наказание, Аркадий лишает себя жизни.Теория «вседозволенности» позволяет герою переступать через все нравственные границы.
Лужину же принадлежит теория «целого кафтана», которая гласит, что нужно сохранять свой кафтан и ни с кем не делиться им.Только забота о себе и собственной жизни, по мнению героя, принесет благополучие каждому человеку. Лужин и Свидригайлов похожи происхождением и положением в обществе. Оба ценят богатство и привыкли платить за все, даже за человеческие чувства.Здесь общим является образ Дуни, с которой оба планировали брак.Однако о любви здесь речи не может и идти.
Брак с Дуней нужен был и Лужину, и Свидригайлову ради корыстных целей.Так как теории Лужина и Свидригайлова похожи – говорят о жизни ради собственного блага и удовольствия – схож и образ жизни персонажей.Юноша задает себе вопрос: тварь ли он дрожащая или право имеет?Оба они совершают нравственные и физические преступления.
Совершают они такие поступки из-за своего эгоизма, бесчеловечности, индивидуализма и самоутверждения за счет других.Для того, чтобы проверить теорию, он решается на преступление. В романе есть моральные двойники Раскольникова – это Лужин и Свидригайлов. Они нужны для полного раскрытия образа главного героя.
На первый взгляд, между этими тремя персонажами мало общего, но есть одна важная сближающая их деталь – у всех есть своя теория.Сравнивая Лужина и Свидригайлова, можно сказать, что более яркой личностью является .Он – преступник, пренебрегающий общественной моралью.
Давно переступив кровавую грань, Свидригайлов следует гедонистической философии – жить в свое удовольствие.Если углубиться в его психологию, то можно увидеть в нем человека разочарованного, который не верить ни в ад, ни в рай.А значит, считает Свидригайлов, зачем стараться жить правильно?
Раскольников лишил жизни старуху-процентщицу, которую, согласно своей теории, считал «тварью дрожащей». Аркадий Свидригайлов тоже был виновен в гибели нескольких людей, считая, что подобные злодеяния обязательно сойдут ему с рук. Он был виновен в смерти 14-летней девочки, лакея Филиппа, собственной жены.
Свидригайлов не разрабатывал теорию, он просто жил с убеждением о вседозволенности.Раскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика не может не отразить этот момент) совершают и добрые поступки. Родион помогает Катерине Ивановне с детьми.
Он способен проникнуться человеческой бедой. Аркадий оказывает помощь дочери Катерины Ивановны, Соне.Свидригайлов и Раскольников в конце произведения осознают собственную вину. Аркадий Иванович заканчивает жизнь самоубийством, а Родион, узнав о его смерти, признается в преступлении.Оказывается, эти герои действительно имеют много общего.
Различия героев можно представить в виде таблицы.
- Сочинение-описание по картине На севере диком Шишкина 9 класс Картина, написанная одним из великих художников России, поражает своей естественностью, даже слегка пугающей реальностью. Да, и само название, этого произведения искусства, «На севере диком», выдаёт весь смысл, заложенный в нём.
- Школа будущего — сочинение (5 класс по обществознанию) Каждый человек, рано или поздно задумывался о том, какая будет школа будущего? Появится ли что-то новое, или же просто усовершенствуют старую программу? К этому вопросу нужно подходить
- Сочинение про Лису Наступило лето. А это значит, что настала пора летних каникул. Я очень долго ждал этих каникул, так как папа мне пообещал в этом году взять меня с собой на охоту. Он с дядей Мишей каждое лето, вот уже на протяжении 10 лет, ездят.
Двойники Раскольникова близки ему по духу, но имеют разное назначение. Каждый из них по-своему воплощает теорию Родиона. Своим собственным внутренним обликом двойники Раскольникова в романе дискредитируют его идеи.
Образ Петра Петровича представляется примитивным воплощением теории на житейско-бытовом уровне. Аркадий Иванович — персонаж более глубокий. Применение Свидригайловым «раскольниковской» теории отличается большей глубиной.
Он воплощает ее на философском уровне. Когда проводишь анализ образа и поступков Аркадия Ивановича, в некотором роде обнажается дно пропасти, куда приводит «идивидуалистическая» идея главного героя.Автор характеризует его достаточно отрицательно. Лужин богат, является блестящим дельцом.
Он приехал в Петербург устраивать свою карьеру.
«Выбившись в люди», Петр высоко ценил собственный ум, свои способности, привык любоваться собой и наслаждаться этим. Главной мечтой его было жениться.
Петр стремился облагодетельствовать какую-нибудь девушку, возвысив ее до себя. Ей непременно надлежало быть образованной и красивой. Он знал, что в Петербурге можно «много выиграть женщинами».
У Раскольникова они «прекрасные и темные». Глаза Свидригайлова смотрят холодно и пристально. Но, дабы не забегать вперед, стоит сказать несколько слов об этих персонажах.
Сравнительная характеристика Свидригайлова и Раскольникова предполагает предварительный анализ каждого из этих героев.

Этот человек бескорыстен.
Он обладает проницательностью, позволяющей разгадывать людей, видеть, насколько они искренни. Но главное – он великодушный мечтатель и идеалист.
Родион Романович жаждет осчастливить все человечество. В меру своих возможностей он помогает бедным и обездоленным, но возможности его, как известно, слишком ничтожны. Во имя высокой цели он и идет на преступление.На первый взгляд, этот герой является противоположностью главному.
Он живет в свое удовольствие.
На его совести жизни двух людей, и, возможно, этот человек имеет отношение и к гибели своей жены.К Раскольникову, как ни странно, он испытывает нечто, похожее на симпатию. «Может, сойдемся поближе» – говорит он ему в одной из первых встреч.Сравнительная характеристика Свидригайлова и Раскольникова позволяет определить, в чем сходства между ними, а в чем заключаются различия.Бесплатная оценка заказа!

Они оба преступники. Сравнительная характеристика Свидригайлова и Раскольникова указывает, прежде всего, на причастность к убийству.
Разночинец убивает процентщицу и ее младшую сестру.На совести дворянина — доведенный до самоубийства слуга, смерть четырнадцатилетней девочки, убийство жены.
Вина его во всех этих преступлениях не доказана, он разгуливает на свободе, и в начале произведения создается впечатление, что так будет всегда.Тем не менее, он убийца, равно как и идеалист Раскольников.К «право имеющим» относят себя Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная харатеристика раскрывает их общие позиции относительно своей роли в обществе. Согласно теории Раскольникова, существуют люди, от которых в мире зависит если не все, то многое.
Их единицы. Остальные – серая безликая масса.
И студент не желает относить себя ко второй категории. Его мировоззрение сформировано, прежде всего, под воздействием культа Наполеона.И относя себя к категории сильных личностей, он наделяет сам себя правом вершить судьбами других людей.Действия Свидригайлова не основаны на философии о «сверхчеловеке», примером которого может служить великий полководец. Его мировоззрение довольно примитивно.
Власть пьянит его, а совершенные преступления до определенного момента придают сил.К определению еще одной схожей черты в судьбах этих героев приводит их сравнение.
Свидригайлов и Раскольников совершают преступления, но ни один из них не остается безнаказанным. Студент невыносимо страдает после совершенного убийства. Свидригайлов кончает жизнь самоубийством.

Мотивы преступлений, которые совершают эти герои, абсолютно разные.
Об основных различиях явственно говорит описание образов.
Раскольников и Свидригайлов – преступники.
Но если первый совершает убийство ради высокой цели (что, конечно, его не оправдывает), то второй совсем не задумывается о последствиях.
Свидригайлова интересует лишь удовлетворение сиюминутного желания.Душевное состояние Раскольникова после совершенного злодеяния близко к сумасшествию.
Свидригайлов же является человеком здравомыслящим, и рассудительность он теряет лишь тогда, когда стремится к своей цели.Отсюда следует главное отличие между преступниками – тонкую грань между добром и злом Раскольникову переступить так и не удалось, в то время как его антипод-двойник уже давно находится за чертой морально-этических норм.Создав в романе столь яркое противопоставление, Ф. Достоевский как будто указывает на два пути, которые могут быть у человека, отнявшего жизнь у другого. Преступник, совершая убийство, тем самым переживает духовную смерть.
И воскресить его могут лишь покаяние и признание собственной вины.Источник: https://autogear.ru/article/229/639/sravnitelnaya-harakteristika-svidrigaylova-i-raskolnikova-razlichiya-i-shodstva/Следует сказать, что ее «преступление» имеет отличие от действий Раскольникова. Превратившись в проститутку, спасая детей от голодной смерти, она приносит вред себе.
В то время как остальные герои причиняют его еще и другим, губят чужие жизни. Родион может свободно выбирать между злом и добром.
Соня же изначально этого выбора лишена.
Ее поступок безравственен, однако оправдан в некотором роде мотивом. В отличие от других персонажей, душа Сони наполнена любовью, верой, милосердием, она «жива» и ощущает свое единение с окружающими.( 2 оценки, среднее 5 из 5 )Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Поиск: © 2023 High School
Сравнительная характеристика Свидригайлова и Лужина (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
Идея романа «Преступление и наказание» появилась у Федора Достоевского еще во времена его пребывания на каторге.
Он – яркая незаурядная личность. Высоко ценя свой ум, Раскольников высокомерен и не хочет мириться со своим жалким нищим существованием.
В его сознании зарождается страшная теория о том, что люди делятся на две категории: на людей «маленьких», ничего не значащих «тварей дрожащих» и на людей «Наполеонов», которые на все имеют право. Юноша задает себе вопрос: тварь ли он дрожащая или право имеет?
Для того, чтобы проверить теорию, он решается на преступление. В романе есть моральные двойники Раскольникова – это Лужин и Свидригайлов.
Они нужны для полного раскрытия образа главного героя. На первый взгляд, между этими тремя персонажами мало общего, но есть одна важная сближающая их деталь – у всех есть своя теория.
Сравнивая Лужина и Свидригайлова, можно сказать, что более яркой личностью является . Он – преступник, пренебрегающий общественной моралью.
Давно переступив кровавую грань, Свидригайлов следует гедонистической философии – жить в свое удовольствие.
Если углубиться в его психологию, то можно увидеть в нем человека разочарованного, который не верить ни в ад, ни в рай. А значит, считает Свидригайлов, зачем стараться жить правильно? Герой живет ради низменных наслаждений, хотя в его душе было много нераскрытых сил и возможностей.
Согласно теории Свидригайлова любое зло можно оправдать высокой «благой» целью.
В это и есть схожесть теорий Свидригайлова и Раскольникова. Однако зрелый герой осознает, что зачастую этой «благой» целью есть его личный интерес, а молодой герой пытается убедить себя, что действует во имя общественного блага. Свидригайлов сразу понимает, что они одного поля ягоды.
А Раскольникову необходимо время, чтобы признать эту схожесть.
По сути, этот человек – обыкновенный эгоист, который преследует только личные интересы. Цинизм в том, что он оправдывает это благой целью. В отличие от Свидригайлова и Раскольникова, – «маленький человек», не обладающий интуицией, зацикленный на выгоде.
Он не способен ни на большое добро, ни на большое зло.
Поэтому Лужин – мелкий преступник. Его преступление состоит в обвинении невинной девушки в краже. Свидригайлов и Лужин – разные стороны главного героя.
Сравнительная характеристика “Лужин и Свидригайлов” (таблица)
⇒ ⇒ ЛужинСвидригайловВозраст45 летОколо 50 летВнешностьОн уже немолод.
Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице.
Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным.
Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки.Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи.Род занятийВесьма преуспевающий юрист, надворный советник.ПомещикОтношение к людямВсех людей “просеивает” через свою теорию.
По ней – каждый человек просто обязан быть эгоистом, заботиться в первую очередь о себе, о своих интересах.
Считает, что только таким образом человек может помочь другим.Способен спокойно “идти по головам” к своей цели, переступает даже через человеческие жизни. Безответная любовь к Дуне на какое-то время будит в нем человечность, однако время для раскаяния уже потеряно. Впрочем, перед самоубийством он все же успевает сделать доброе дело – помочь семье Мармеладовых деньгами.ХарактерДеловая успешность наложила свой отпечаток на характер Лужина.
Это прямолинейный амбициозный человек, людей оценивает с позиции той выгоды, которую можно с них поиметь. Рационален, практичен, воспринимает только то, что можно потрогать руками, потому не поддается эмоциям и интуиции.
Для достижения своих целей будет пользоваться всем, моральных границ не существует в этом вопросе. Не верит в честность, бескорыстность, благородство.
Уверен в своей дальнейшей успешности.Легко отверг установленную общественную мораль, чтобы иметь возможность предаваться удовольствиям.
По слухам, насильник и убийца.
Оправдывает свою вседозволенность тем, что не верит в вечность, а значит, не суть важно, как ты провел эту жизнь – в молитве или страстях, после нее уже, наверное, ничего не будет. Можно сказать, что Свидригайлов сам задушил в себе абсолютно все человеческое.Жизненная позицияЭгоизмВседозволенностьПозиция в романеДвойники Родиона Раскольникова

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Loading.
- Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная, находчивая, деятельная, быстрая, активная, решительная, поглощена любовью к мужу. Вера в исход дела Неуверен в успехе, не может найти выход. Уверена в успехе дела, надеется на хороший исход. В любой […].
- Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души. Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в […].
- Олеся Иван Тимофеевич Социальное положение Простая девушка. Городской интеллигент. “Барин”, как называют его Мануйлиха и Олеся, “паныч” называет Ярмила. Образ жизни, занятия Живет с бабкой в лесу и довольна своей жизнью. Охоту не признает. Очень любит животных и заботится о них. Городской житель, волей судьбы оказавшийся в глухой деревне. Пробует писать рассказы. В деревне надеялся […].
- План Введение Место героев в романе Наполеон Бонапарт Михаил Иларионович Кутузов Сравнение Кутузова и Наполеона Введение Роман Л. Н. Толстого ” Война и мир ” является практически единственным историческим романом-эпопеей. Он детально описывает военные кампании 1805, 1809 годов и войну 1812 года. Некоторые читатели считают, что по роману можно изучать отдельные сражения в ходе истории. […].
- Настя Митраша Прозвище Золотая курочка Мужичек в мешочке Возраст 12 лет 10 лет Внешность Красивая девочка с золотыми волосами, лицо все в веснушках, а лишь один нос чистенький. Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх. Характер Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность […].
- В “Грозе” Варвара и Катерина являются двумя по-настоящему женскими образами. Эти две девушки воплощают в себе два различных подхода к жизни, к миру, к правилам игры. Однако было бы ошибкой противопоставлять образы Катерины и Варвары в “Грозе”. По ряду причин этих двух героинь лучше рассматривать в неразрывной связи. Поступки одного героя красочнее иллюстрируют характер другого, […].
- Раскольников и Свидригайлов – герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова нет ничего общего, мало того, они представляются антиподами. Однако если внимательнее вглядеться в образы этих героев, то можно найти определенное сходство. В первую очередь это […].
- КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами […].
- Характеристика героя Лужин Лужин – главное действующее лицо романа В. В. Набокова “Защита Лужина”; молодой шахматист-гроссмейстер, покончивший жизнь самоубийством из-за игры вничью с другим талантливым шахматистом по фамилии Турати. Герой наделен чертами реального человека. В романе подробно описано его детство, а также учеба в гимназии, эмиграция. Примечательно то, что на протяжении всего произведения герой предстает […].
- Для Ф. М. Достоевского капитализм – это общество, где есть не только просто богатые и бедные, но и люди, абсолютно потерявшие себя в этой жизни, кто уже никогда не поднимется со дна. Примером может служить хотя бы семья Мармеладовых. В крике Катерины Ивановны, в ее рассказе о прошлой жизни заключена горькая правда о людях, которые […].
- Произведение Федора Михайловича Достоевского поражает читателя многообразием образов и противоречивостью характеров героев. Одним из главных героев произведения является Раскольников. Он довольно неоднозначный и непростой человек. Также в романе есть еще один образ – это Свидригайлов. Если проводить сравнительный анализ двух этих героев, то с первого взгляда может показаться, что это две совершенно разные личности, с […].
- В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова – это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них “все […].
- Самое больше место в романах И. С. Тургенева зачастую занимает изображение людей, образованных и небогатых. По всей вероятности, Тургенев считал, что именно в этой среде возникал сознательный протест против дурного устройства общества. Однако, как мы убедились на примере Рудина и Базарова, во всех своих начинаниях – общественных и личных – эти герои неизменно терпят неудачу, […].
- Произведение: Преступление и наказание “Лет пятидесяти…Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые”. Раскольников замечает, что лицо его похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно […].
- Петр Гринев Мария Миронова Алексей Швабрин Савелич Емельян Пугачев Капитан Миронов Василиса Егоровна Внешность Молодой, статный, собирательный образ русского человека Миловидная, Румяная, круглолицая, с светло-русыми волосами Молодой, не очень привлекательный на лицо, невысокий. Пожилой человек. В нем воплощен образ всего русского народничества, со всем национальным колоритом Невысокий широкоплечий с проседью в бороде. Хитрые глаза и […].
- Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего […].
- Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается веселым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведет затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для нее – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живет […].
- Григорий Печорин Максим Максимыч Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан Черты характера Все новое быстро надоедает. Страдает от скуки. Вообще, уставший от жизни, пресыщенный молодой человек, ищет отвлечения на войне, однако буквально за месяц привыкает к свисту пуль и грохоту […].
- Николай Вера Портрет героев В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. Характеристика Авторское отношение к героям Автор на протяжении всего произведения называет героя только по имени, Николай Евграфович, или по фамилии, Алмазов, тем самым подчеркивая некую […].
- Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. […].
- Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия “Фамусов” происходит от латинского слова “фама”, что значит “молва”: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова “Фамусов” есть корень латинского слова “фамосус” – знаменитый, известный Алексей Степанович Молчалин Сергей Сергеевич Скалозуб Полковник. Лиза: “И золотой мешок, и метит […].
- Печорин Грушницкий Происхождение Аристократ по происхождению, Печорин остается аристократом на протяжении романа. Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и неправдами стремится выбиться в люди. Внешний вид Не раз Лермонтов акцентирует внимание на внешних проявлениях аристократизма Печорина, таких, как бледность, маленькая кисть, “ослепительно чистое белье”. При этом Печорин не зациклен […].
- Таблица Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына Черты характера Неотразимая, добрая, не такая как все, амбициозна Добрая, общительная, работящая, легко шла на контакт, милая, воспитанная, аккуратна и самостоятельна Внешний облик Была высокого роста, у нее было светлое, чистое лицо, утонченная шея и серо-голубые глаза, широкие брови и длинные […].
- В литературе каждого народа есть произведения, героев которых, положительных или отрицательных, человек помнит всю жизнь, а есть персонажи, которые со временем стираются из человеческой памяти. Если говорить о русской литературе, то произведения М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” и А. С. ПушкинА “Евгений Онегин” – это выдающиеся романы, главные герои который Григорий Печорин и Евгений […].
- Петр Гринев Алексей Швабрин Внешность Молод, красив, не лишен мужественности. Воплощает в себе черты простого русского человека Молодой, статный, не высокого роста, со смуглым, некрасивым, но подвижным лицом Характер Мужественный, выносливый, смелый, порядочный, прямолинейный, благородный, справедливый и совестливый. Циничный, нахальный, резкий, порывистый, эмоциональный, трусливый. Общественное положение Образованный дворянин, офицер. Образованный дворянин, офицер Жизненная позиция Быть […].
- Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за “униженных и оскорбленных” пронизаны произведения писателя-гуманиста. Роман “Преступление и наказание” […].
- Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое […].
- Для Ф. М. Достоевского капитализм – это общество, где есть не только просто богатые и бедные, но и люди, абсолютно потерявшие себя в этой жизни, кто уже никогда не поднимется со дна. Примером может служить хотя бы семья Мармеладовых. В крике Катерины Ивановны, в ее рассказе о прошлой жизни заключена горькая правда о людях, которые […].
- Роман “Преступление и наказание” был написан во времена бурь и потрясений пореформенного времени, когда в обществе в наиболее яркой форме проявились все противоречия и контрасты. Повсюду цинично провозглашалась мораль грабежа и обогащения как принцип “новой” нравственности. Однако Достоевский сохранил веру в человечность, в победу вековых принципов нравственности. Переломный характер своей эпохи писатель ярко отразил через […].
- Остап Андрий Основные качества Безупречный боец, надежный друг. Чувственный к красоте и имеет тонкий вкус. Характер Каменный. Утонченный, гибкий. Черты Характера Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. Смелый, отважный. Отношение к традициям Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно. Хочет бороться за свое, а не за традиции. Нравственность Никогда не колеблется при выборе долгом […].
- Имя чиновника Сфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются “Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало”; черты лица […].
- Характеристика героя Свидригайлов Свидригайлов является одним из определяющих героев романа. В первую очередь, конечно, определяющим для Родиона Раскольникова, использующий фигуру Свидригайлова в качестве ориентира. Перед Раскольниковым Свидригайлов предстает человеком, который, несмотря на совершенные злодеяния, продолжает наслаждаться жизнью. “Лет пятидесяти…Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, […].
- Произведение: Защита Лужина ЛУЖИН – герой романа В. В. Набокова “Защита Лужина” (1929). По мнению многих исследователей творчества Набокова, Александр Иванович Л. представляет собой одного из очень немногочисленных набоковских героев, наделенного чертами реального человека. Роман представляет собой историю жизни Л., начиная с детских лет (поступление в Балашовское училище) и кончая его смертью. Л.- внук забытого […].
- В романе Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” присутствуют черты философского, психологического и вместе с тем, криминального произведения, основой которого является преступление. Однако в этом романе автор серьезно затронул и такие насущные проблемы, как самопожертвование, милосердие, бедность, пьянство, а также влияние условий жизни человека на его мировоззрение. В произведении показан Петербург, только что вступивший в […].
- В произведении Лермонтова “Герой нашего времени”, а вернее, в одной из ее частей, существуют два героя, один из которых самый главный, и существует на протяжении всего романа. Эта личность – Печорин. Григорий Печорин – это личность, которая не подвластна никому. Никто не смог раскусить этого человека, а также, понять его до конца. Ведь, Печорин – […].
- Жилин Костылин Место службы Кавказ Кавказ Военное звание Офицер Офицер Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен. Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного телосложения, сильно потеет. Отношения читателя к персонажу Внешне не отличим от обычного человека, чувствуется сила его духа и мужество. Возникновение призрения и неприязни из-за его внешности. Его ничтожность и жалкость […].
- Как и было принято в классицизме, герои комедии “Недоросль” четко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются все же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, ее брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов. Положительные […].
- Самую исчерпывающую отрицательную характеристику дает Свидригайлову Петр Петрович Лужин: “Это самый развращенный и погибший в пороках человек, из всех подобного рода людей”, однако с некоторым оттенком неполной достоверности того, о чем он рассказывает. Лужин не подтверждает, но и не опровергает уверенности Пульхерии Александровны в том, что Свидригайлов – причина смерти Марфы Петровны. Это Лужин сообщает, […].
- Калашников Кирибеевич Положение в поэме Степан Парамонович Калашников – исключительно положительный, хотя и трагичный герой. Кирибеевич – искобчительно отрицательный персонаж. Чтобы показать это, М. Ю. Лермонтов не называет его по имени, а лишь дает ему кличку “басурманский сын” Положение в социуме Калашников занимался купечеством, то есть – торговлей. Имел собственную лавку. Кирибеевич служил Ивану Грозному, […].
- Воспроизведение исторической судьбы Украины в годы Руины в историческом романе “Черный совет”. Один из корифеев украинской литературы, выдающийся писатель, имя которого несправедливо было исключено из истории украинской литературы, в своем историческом романе “Черный совет” показал нам два противоположных образа: Сомка и Брюховецкого. Ими автор раскрывает главный конфликт, через который видим основную мысль произведения. Эти персонажи […].
« »
Двойники Раскольникова: Свидригайлов и Лужин
4.6 (14)В основе жестокой теории Раскольникова лежат вполне гуманные намерения, но насколько они оправданны?На этот вопрос мы получим ответ через сопоставление Раскольникова с его двойниками — Лужиным и Свидригайловым.Поставив этот проблемный вопрос, переходим непосредственно к сопоставительному анализу образов.
Выявив сущность Лужина и Свидригайлова, мы должны сравнить их, отмечая имеющиеся признаки двойничества.Лужин и Свидригайлов связаны с Раскольниковым взглядами, выраженными в его теории. Именно в этом идеологическом сходстве и будет состоять внутренняя суть для обоснования двойничества этих образов.Двойничество Лужина и Раскольникова выражено неявно, и сами персонажи открыто не признаются в сходстве друг с другом.
Попробуем обнаружить его.— Носителем какой идеи является Лужин?
Когда он впервые высказывает свои взгляды?Пётр Петрович Лужин поясняет свою идеюпри первой встрече с Раскольниковым (ч.
2, гл. V). Лужин является носителем идеи «целого кафтана»: «Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило? выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба оставались наполовину голы, по русской пословице:
«Пойдёшь за несколькими зайцами разом и ни одного не достигнешь»
.Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано.
Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твёрцых оснований и тем более устраивается в нём и общее дело.Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния» [4, с. 157].— В чём различия между теориями Лужина и Раскольникова?Лужин не делит людей на особенных и обыкновенных: он провозглашает принцип абсолютного эгоизма.
Он не ставит перед собой задачу спасения людей, как Раскольников. ~гоизм сам по себе оправдывает все средства к достижению цели, хотя сам Лужин отрицает возможность убийства.В его идее отсутствует принцип гуманизма. Однако и Лужин, и Раскольников провозглашают всеобщее благоустройство в том, чтобы прежде всего любой ценой устроить собственное благополучие: убивая процентщицу, Раскольников присваивает себе её «целый кафтан».Он нужен ему ради совершения блага для других людей (при этом не следует забывать, что ведущим мотивом в убийстве для Раскольникова является идейный мотив).
Следовательно, Раскольников хочет отдать этот целый кафтан ближним, не оставляя себе ничего, он альтруист, а эгоист Лужин забирает целый кафтан только себе, не желая им ни с кем делиться.— А осознаёт ли Раскольников своё сходство с Лужиным?
Как это проявляется?Герои нигде прямо не выражают мыслей о сходстве друг с другом. Однако сам Раскольников отмечает общее в теории Лужина со своей:
«А доведите до последствий; что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать … »
.— Каким образом Раскольников и Лужин претворяют свои теории в жизнь?
Приведите примеры.И Раскольников, и Лужин нуждаются в самоутверждении, но происходит оно у них по-разному.
Раскольников сознательно проверяет действие своей идеи: он убивает, чтобы понять, принадлежит ли к категории необыкновенных людей; ему нужно признание многих (ведь он хочет облагодетельствовать челове- чество).Лужин и не думает ставить подобных идеологических экспериментов, он поверхностно, неглубоко мыслит: ему достаточно собственного благополучия, эгоизм и хищничество составляют его сущность и, следовательно, естественны для него.Лужину тоже нужно признание окружающих, только не хватает рядом человека, который был бы не просто всегда рядом с ним, но и, как преданный раб, благоговел бы перед своим хозяином.Лужин выбирает Дуню не только потому, что она хорошая девушка: для него важен тот факт, что она унижена жизнью, загнана нищетой в угол; при подобных обстоятельствах он считает себя её благодетелем. Следовательно, по его расчётам, Дуня будет ему всю жизнь обязана, что предполагает власть Лужина над ней, её полную покорность этой власти.Подвести итоги беседы поможет обращение к следующему высказыванию: «Лужин маниакально служит «миллиону», а Раскольникову надо лишь «мысли разрешить», но «мысль» эта и «миллион» покупаются, в сущности, одной и той же ценой: платят за них одни и те же — «слабенькие».Лужи н Раскольникова с Соней в «материал» зачислил, а Раскольников — его, но опять с Соней.
< …> Раскольников — абсолютно бескорыстен в смысле погони за «комфортом».Раскольников — безгранично корыстен в своём стремлении попасть в «высший разряд».
И Лужин … самим фактом своего существования карикатурит теорию Раскольникова, выявляя её сущность.
Это-то больше всего и бесит Раскольникова».— Согласны ли вы с этим утверждением? — Что позволяет назвать Лужина двойником Раскольникова?Мы наблюдаем сходство теории Раскольникова и идеи «целого кафтана» Лужина, и состоит оно прежде всего в готовности пойти на преступление ради самоутверждения, причём возможность преступления допускают обе теории.Кроме того, мы нашли подтверждение тому, что Раскольников сам видит общее между своей теорией и идеей Лужина, что говорит о частичном признании героем сходства с другим. Однако вопреки этому подобию, герои противопоставлены друг другу.Свидригайлов — более сложная личность, нежели Лужин.
Он, безусловно, гадок, но не так однозначно отрицателен, каким кажется на первый взгляд.Осмысливая этот образ, привлечём литературоведческий материал, что подчеркнёт сложность оценки Свидригайлова.— Кто такой Свидригайлов?
Как мы можем его охарактеризовать?Свидригайлов — муж Марфы Петровны, у которой сестра Раскольникова служила гувернанткой. Став вдовцом, он приехал в Петербург, чтобы помешать Дуне, в которую влюблён, выйти замуж за Лужина.Поведение Свидригайлова противоречиво: с одной стороны, он сделал очень много зла (попытка соблазнить Дуню, которая была опозорена из-за него; шулер; довёл до смерти Марфу Петровну; довёл до самоубийства своего слугу и т. д.), с другой стороны, не все его поступки можно назвать низкими (помогает семье Мармеладовых: пристроил сирот в приют, оказал финансовую помощь; избавил Дуню от позора; старается спасти Дуню от брака с Лужиным, предлагает ей деньги и др.).В литературоведении нет однозначной трактовки образа Свидригайлова, и мотивы его поведения объясняются по-разному.-Какая точка зрения кажется вам правильной?
Почему? Точки зрения на образ Свидригайлова в литературоведении: Ф.И.Евнин: Свидригайлов нравственно атрофирован, подвластен хищным, зверским инстинктам; безнадёжный злодей.В.Я.Кирпотин: Свидригайлова нельзя назвать обыкновенный злодеем: он потенциально внутренне богатый человек, который не может жить пошлой духовной жизнью; он разочарован, и от морального бессилия им овладело равнодушие, отчаяние и презрение ко всему.Л.Д.Волкова: И добро и зло Свидригайлов делает от «скуки», от ничем не заполненной душевной и духовной пустоты. У него нет привязанности ни к добру, ни к злу. Без веры в истину и добро жить нельзя.
Настоящий человек без убеждений, без деятельности, освещённой идеалом, жить не может. Свидригайлов это понял и сам себя казнил.— Пожалуй, литературовед В.Г.
Одиноков наиболее точно сказал о связи Раскольникова и Свидригайлова:
«Жизнь Раскольникова отразилась, как в зеркале, в Свидригайлове»
-Так что же общего между этими персонажами?
Осознают ли герои сходство между собой?Свидригайлов сам замечает своё сходство с Раскольниковым, о чём говорит в первую же с ним встречу:
«Ну, не сказал ли я, что между нами есть какая-то точка общая, а?»
Оба героя являются преступниками, и оба испытывают угрызения совести.
Чем больше Свидригайлов пытается не слышать внутренний голос добра, тем больше его сознание раздваивается, о чём свидетельствуют его загадочные видения (например, ему является покойная Марфа Петровна).Как и сны Раскольникова, сны Свидригайлова занимают важное место в романе: автору важно приоткрыть завесу внутреннего мира своих героев.В жизни этих героев есть общее: оба позволили себе перешагнуть через нравственные принципы. Следовательно, собственная теория приведёт Раскольникова к тому же, к чему пришёл Свидригайлов через вседозволенность (а именно к ней и склоняет идея «право имеющих») — к духовной гибели, пустоте, отсутствию идеалов.Единственный путь спасения для Родиона — освободиться от своей теории.— Есть ли различия между Раскольниковым и Свидригайловым?Между Раскольниковым и Свидригайловым есть ряд существенных различий: Свидригайлов совершает как преступления, так и добрые дела с равнодушием, а Раскольников — по идейным соображениям, по своему желанию; Свидригайлов преступает закон свободно, не задумываясь, а Раскольников долго мучается, сомневается перед совершением преступления; если Свидригайлов практически игнорирует моральные принципы, то для Раскольникова имеют большое значение гуманистические начала.— Почему можно назвать Свидригайлова двойником Раскольникова?Мы наблюдаем сходство Раскольникова и Свидригайлова, и состоит оно прежде всего во вседозволенности. Свидригайлов, по теории Раскольникова, ведёт себя как «правоимеющий»: он добро и зло делает с одинаковым равнодушием, как нечто должное, само собой разумеющееся.
Его поступки спонтанны, он ничем себя не ограничивает как в положительных, так и в отрицательных поступках.Свидригайлов сам отмечает своё сходство с Раскольниковым.
Однако, вопреки такой общности, герои противопоставлены друг другу.Раскольников питает к Свидригайлову неменьшую неприязнь, чем к Лужину.— Как двойники Раскольникова помогают нам понять авторскую позицию?Мы видим, что двойники Раскольникова принципиально отличаются от него. Однако близость их мировоззрений с теорией о «тварях дрожащих» и «право имеющих» говорит о ложном пути Родиона Раскольникова.Сталкивая Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым, автор опровергает теорию Раскольникова, показывая читателю её чудовищный антигуманный смысл. Чем более уверен Раскольников в своей теории, тем больше он становится ближе к своим аморальным, циничным двойникам.Герой невольно сравнивает себя с ними, и пусть это не приводит его к разочарованию в своей идее и отказу от неё, Раскольников думает и сомневается.
Чем больше он вынужден взаимодействовать с Лужиным и Свидригайловым, тем больше отвращения он питает не только к ним, но и к самому злу, которое они с лёгкостью творят.Таким образом, роль двойников Раскольникова в раскрытии авторской позиции очень важна.
Сопоставляя образы Раскольникова, Лужина и Свидригайлова, проникая в их внутренний мир, автор подводит читателя к пониманию ложности теории Раскольникова.