Приют для бездомных людей закон
Оглавление:
- Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)
- Бомжьи люди: как без помощи государства организовать приют
- Я — бездомный! Как получить бесплатное жилье от государства
- Социальные функции приютов для людей без определенного места жительства
Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)
Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 670
«Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий»
6 июля 1999 г., 29 июля 2010 г.
Правительства РФ от 23 июня 2014 г. N 581 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г. Правительство Российской Федерации постановляет: В соответствии с Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г.
N 1105
«О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4454) утвердить прилагаемое об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий. Председатель ПравительстваРоссийской Федерации В.
Черномырдин Примерное положениеоб учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий(утв. Правительства РФ от 8 июня 1996 г.
N 670) 6 июля 1999 г., 29 июля 2010 г. См.
«Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства»
, одобренный Госстроя РФ от 6 июня 2003 г. N 55 I. Общие положения 1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность учреждений социальной помощи (домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, центров социальной адаптации и других), создаваемых в системе органов социальной защиты населения для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий (далее именуются — учреждения).
2. Основными задачами учреждения являются: предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам; оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе. 3. На работников учреждения распространяются условия оплаты труда, продолжительность рабочего времени и ежегодных отпусков, установленные для аналогичных категорий работников психоневрологических интернатов системы органов социальной защиты населения.
4. . См. текст 5. Учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением. II. Организация деятельности учреждения 6.
Учреждение создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Расходы, связанные с созданием и содержанием учреждения, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. 8. В соответствии со своими основными задачами учреждение осуществляет: предоставление для временного пребывания или ночлега отдельного койко-места с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены (мыло, полотенце); обеспечение талонами на одноразовое (в сутки) бесплатное питание на срок, определяемый для каждого типа учреждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; оказание первой доврачебной помощи и проведение санитарной обработки; направление нуждающихся на лечение в учреждения здравоохранения; содействие в обеспечении нуждающихся протезами, слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями; содействие в социальной адаптации к условиям жизни в обществе; оформление в случае необходимости в дома-интернаты; См. Правительства РФ от 15 апреля 1995 г.
N 338
«О развитии сети специальных домов — интернатов для престарелых и инвалидов»
О порядке приема престарелых и инвалидов в дома-интернаты на временное проживание см. Минсоцобеспечения РСФСР от 19 января 1982 г. N 8 оказание содействия в назначении, перерасчете и выплате пенсий (в центре социальной адаптации); содействие в трудовом устройстве, в том числе на рабочие места в самом учреждении или создаваемых при нем подразделениях; содействие в оформлении документов, удостоверяющих личность; содействие в получении страхового медицинского полиса; оказание разносторонней помощи, в том числе в виде консультаций по юридическим вопросам, бытовых услуг и предоставление других видов социального обслуживания.
9. Срок пребывания в учреждении устанавливается для каждого типа учреждения органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. 10. Для оказания первой доврачебной помощи непосредственно в учреждении организуются медицинский пункт, возглавляемый фельдшером (медицинской сестрой), и помещение для проведения санитарной обработки поступающих лиц и их одежды. В учреждении согласно требованиям органов санитарно-эпидемиологического надзора оборудуются изоляторы из расчета 4 места на 25 коек.
11. Учреждение: осуществляет свои функции во взаимодействии с другими учреждениями системы органов социальной защиты населения, органами внутренних дел, учреждениями здравоохранения, госсанэпиднадзора, службы занятости, миграционной службы и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с лицами без определенного места жительства и занятий, освобожденными из мест лишения свободы, безработными и др.; взаимодействует с общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в целях осуществления эффективной социальной реабилитации и адаптации лиц без определенного места жительства и занятий.
12. Примерные штатные нормативы учреждения определяются в установленном порядке Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. 13. Методическую помощь органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по организации работы учреждений оказывает Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. III. Имущество и средства учреждения 14.
Учреждение должно быть обеспечено в соответствии с установленными нормативами помещениями, оборудованием, отвечающими санитарногигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности, и располагать иными необходимыми объектами инфраструктуры.
15. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за учреждением на праве оперативного управления выделенное ему имущество.
16. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: передаваемые учреждению собственные средства учредителя; доход, полученный от реализации продукции, работ, услуг и других видов хозяйственной деятельности; кредиты банков и других кредитных учреждений; благотворительные взносы, пожертвования юридических лиц, граждан, а также другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Учреждение вправе осуществлять хозяйственную деятельность, соответствующую целям его создания, и распоряжаться доходами от этой деятельности согласно своему уставу, законодательству Российской Федерации, регулирующему предпринимательскую деятельность.
IV. Условия приема и содержания в учреждении 18.
В учреждение принимаются лица, не имеющие определенного места жительства и занятий, из числа указанных в настоящего Примерного положения. Правительства РФ от 29 июля 2010 г.
N 580 в пункт 19 настоящего Примерного положения внесены изменения 19. Регистрация лиц, поступивших в учреждение, осуществляется администрацией учреждения в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.
20. Прием лиц в учреждение осуществляется в , определяемом Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.
21. Пребывающим в учреждении пенсионерам выплата пенсии производится в соответствии с Российской Федерации. 22. Лица, пребывающие в учреждении, с учетом состояния здоровья, физических и психических возможностей могут: привлекаться на добровольной основе к работе в подразделениях, создаваемых при учреждении; приниматься по усмотрению руководителя учреждения на временную работу, в том числе с неполным рабочим днем, на штатную должность в данном учреждении, если работа им не противопоказана, пользуясь при этом всеми правами, предусмотренными законодательством о труде. V. Права и обязанности лиц, пребывающих в учреждении 23.
Лица, пребывающие в учреждении, имеют право: обращаться непосредственно к администрации учреждения по вопросам, связанным с их пребыванием в учреждении; обращаться с заявлениями в органы представительной и исполнительной власти, суд, прокуратуру, а также в общественные организации ветеранов и инвалидов; пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. 24. Пребывающие в учреждении лица обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка (бережно относиться к имуществу и оборудованию учреждения, соблюдать чистоту в комнатах и местах общего пользования и т.п.).
25. Выписка из учреждения пребывающих в нем лиц ранее установленного срока производится по их заявлению или по решению руководителя учреждения за систематическое нарушение ими правил внутреннего распорядка. VI. Управление учреждением 26.
Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации и уставом учреждения. 27. Учреждением руководит директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности органом социальной защиты населения, в ведении которого находится учреждение. 28. Директор учреждения организует работу учреждения, несет ответственность за его состояние и деятельность и подотчетен органу социальной защиты населения, в ведении которого находится учреждение.
Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 670
«Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 18 июля 1996 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 3025 Правительства РФ от 23 июня 2014 г.
N 581 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г. В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Правительства РФ от 29 июля 2010 г. N 580 Правительства РФ от 6 июля 1999 г.
N 750
Бомжьи люди: как без помощи государства организовать приют
19.10.2012 15:20 Елена Щапова 2424 Обитатели дома милосердия.
Фото автора На Южном Урале неравнодушный горожанин без помощи государства сумел создать приют для бомжей. За два года житель провинциального Копейска Олег Ятейко поднял со дна жизни около 300 человек. В школе Олег Ятейко мечтал стать священником, но реальная встреча с батюшкой отбила у молодого человека всякое желание служить в храме.
Я посмотрел и понял, что эту ночь он может не пережить, хоть чемодан с золотом рядом поставь, – говорит Олег Ятейко.
– Позвонил приятельнице, она приехала на «Оке». Мы купили клеёнку (бомж был очень грязный), постелили на сиденье, рядом положили его костыли». Уже отмытого бомжа Ятейко повёз в дом престарелых.
В государственном учреждении человека без документов не приняли. Олег снял для него номер в гостинице. Так в его жизни появился первый подопечный.
На первых порах Олег арендовал барак, а через месяц уже снял частный дом, чтобы отдельно поселить женщин. Слухи о новом приюте разнеслись за пару месяцев. Бомжей к Олегу везли уже из областного центра.
Мест катастрофически не хватало. Ятейко написал письмо главе города Михаилу Конареву с просьбой помочь. Мэрия выделила неравнодушному благодетелю здание старой поселковой школы.
«Сбежавшего из плена Андрея подобрали и привезли добрые люди, – вспоминает Ятейко. – Они же сняли его с цепи. Надо сказать, что её на шею живого человека надели не в горах Кавказа и не в предместьях Кандагара, а в тихом провинциальном городке Челябинской области.
Спасители попросили сохранить их имена в тайне, возможно, боялись возмездия рабовладельца».
Волонтёры Дома милосердия отыскали двух его дочерей, проживающих в Испании.
Дети 15 лет пытались найти отца, даже через интернациональный проект «Жди меня», а 47-летний мужчина был в рабстве, сидел на цепи. Правда, эти детали из прошлого выкристаллизовались в памяти и сложились в единую картину только после нескольких недель, проведённых в приюте.
7:00 – подъём. 7:20 – молитва. 10:00 – чтение и разбор Библии.
Сейчас в приюте 33 человека в возрасте от двадцати до семидесяти лет, среди которых 10 инвалидов и 5 пенсионеров. В Доме милосердия не пьют, не курят и живут по канонам православия.
Даже за обеденный стол садятся только после молитвы. Вера Лавренова. Наркоман-пенсионер Веру Лавренову принесли и положили на крыльцо практически в бессознательном состоянии.
Несколько дней врачи и волонтёры боролись за её жизнь.
«Мы с мужем выпивали, кололись, и я попала в „психушку“»
, – рассказывает совершенно трезвая женщина лет шестидесяти. Вернулась из больницы Вера в пустой разгромленный барак. Развернулась и пошла «бомжевать» на автовокзал.
За зиму успела отморозить ноги и снова попасть в «психушку». Муж за это время умер, а её саму с ампутированными ногами приютила соседка.
Помогла восстановить Лавреновой пенсию и пропить её.
Пенсионерка снова оказалась на морозе.
Жертва чёрных риелторов Григорий Кондратьев теперь трудится на пилораме. Неисправный деревообрабатывающий станок удалось задёшево купить благодаря проданным весной поросятам. Жители Дома милосердия сами его и отремонтировали.
Алкоголик со стажем Алексей Габасов сегодня – «генеральный директор» на ферме. Ухаживает за небольшим подсобным хозяйством. В 5 утра заваривает дроблёнку для восьми поросят, ведёт на выпас десять коз и тридцать гусей.
Сам доит, справляется со сложными отёлами. По мелочи помогает вся округа.
В комнатах разномастные одеяла, в кухне – старые холодильники и банки с соленьями, которые принесли добрые люди.
Копейский хлебокомбинат ежедневно и безвозмездно привозит по 100 булок хлеба, предприниматель Александр Махров ежемесячно – по несколько коробок подсолнечного масла, неизвестный меценат – горы конфет. «Я его спрашиваю, кто вы? Как вас зовут? – рассказывает Ятейко. – А он мне отвечает: „Бог знает!“» В основном, полагаться приходится только на себя.
Сейчас Олег Ятейко с помощниками собирают трубы по округе, чтобы реконструировать систему отопления. Своими силами начали ремонт крыши.
Денег не хватает, а впереди зима. С наступлением холодов народу, квартирующегося в Доме милосердия, прибавляется: все коридоры заставлены раскладушками.
Рада. Подопытный кролик «Вот, знакомьтесь – это Рада. Никакой романтики из «Табора, уходящего в небо», – говорит Олег.
– Ни роковой любви, ни Лойко Забара – сплошной героин, только имя цыганское – Рада». У Рады Петренко поражена центральная нервная система (химическое отравление). Говорит девушка с трудом. По крупицам, по гортанным звукам, по еле произносимым «да» и «нет» собирали волонтёры Дома милосердия её историю.
– Рада, где твоя семья? Она существует? – Да. – Они из Челябинска? – Да. – Ты хочешь, чтобы они за тобой приехали?
– Нет. Выяснилось, что семья Рады до сих пор живёт в Ленинском районе Челябинска. Родители девушки были заняты в наркобизнесе, к наркотикам её приучил брат.
В 16 лет Рада сама убежала из дома: стала колоться и торговать наркотой. В итоге в свои 34 года Рада (это видно со стороны и без диагноза) имеет серьёзные отклонения в умственном развитии.
«Несколько лет Раду держали взаперти, на ней испытывали смертельные дозы наркотиков, – рассказывает Олег Ятейко.
– Когда «подопытная» была уже в таком состоянии, что качество товара на ней было уже не проверить – её выбросили на улицу. С катетером в горле, на инвалидной коляске её привезли из больницы Ленинского района к нам.
Сегодня Рада уже может ходить». «С миру по нитке – голому рубаха, – говорит Олег. – Не нужно миллиона от государства, чтобы спасать, вот только последнее время отворачиваться от нас стали.
Теперь модно подозрительно смотреть на милосердие через призму веры.
Ах, вы верующие, тогда ой». Совсем недавно на одной из стен Дома милосердия появился рисунок – жена Олега Наталья Ятейко изобразила сюжет «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.
По задумке автора, на стене будет «вырисована» каменная кладка, символизирующая Вифлеемскую стену плача.
Санобработка, изолятор – это только самая малая часть работы волонтёров.
Бывает, просто бросают на пороге и уезжают. А не так давно приезжали «особые» гости с жутким предложением продать рабов.
Так нельзя».
- →
- →
- →
Я — бездомный!
Как получить бесплатное жилье от государства
3 октября 20201,2 тыс. прочитали1 мин.1,4 тыс. просмотра публикацииУникальные посетители страницы1,2 тыс. прочитали до концаЭто 85% от открывших публикацию1 минута — среднее время чтенияЯ бездомный, бездомным стал недавно.
Давным-давно в девяностые оставил квартиру бывшей жене с ребенком, ушёл в другую семью. Два года назад со мной случился инсульт, я стал не нужен весь такой больной.
Сначала скитался по друзьям, потом понял что так продолжаться вечно не может и оказался в приюте для бездомных. Я живу в Петербурге, сейчас оформляю инвалидность. Вы можете мне помочь советом, как получить из маневренного фонда временную жилплощадь, а потом субсидию на покупку жилья по программе «Жилище» или иными способами?Немой юрист отвечает:Согласно статье 51 ЖК РФ граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, если они:
- являются нанимателями или собственниками жилых помещений, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения.
- проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований;
- не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являются нанимателями или собственниками жилых помещений, но обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Заявление можно подать как в сам орган местного самоуправления, так и через многофункциональный центр (МФЦ).С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующего гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов. В случае представления заявления через МФЦ срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
- Обратиться в органы местного самоуправления и получить статус малоимущего гражданина;
- Подать заявление и документы для того, чтобы быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
- В случае постановки на учет жилые помещения предоставляются в порядке очередности.
Нормативные и правоприменительные аспекты оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и рода занятий
Развитие рыночных отношений в России в начале 90-х гг. XX в. охватило жилищную сферу и привело как к формированию многомиллионного слоя собственников жилых помещений, сформировавшегося в результате приватизации жилья и возможности совершения сделок, связанных с отчуждением квартир и жилых домов, так и появлению многочисленного слоя лиц, утративших собственное жилище и вынужденных скитаться, не имея собственной крыши над головой.
Актуальным является вопрос: какие минимальные гарантии на крышу над головой имеет в указанных случаях лицо, оказавшееся в статусе «бомж»?
Первым нормативным актом, принятым в постсоветское время и посвященным указанной проблеме, стало Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 г. № 1003 «О домах ночного пребывания».
Данный документ (п. 1) установил, что дома ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий создаются по решению органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Расходы по содержанию указанных домов были возложены на бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (п.
2 Постановления). Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было предписано обеспечить выделение соответствующих помещений для создания домов ночного пребывания, оказывать содействие в трудоустройстве и создании необходимых условий для проживания лиц без определенного места жительства и занятий (п. 3 Постановления). Во исполнение данного Постановления Министерством социальной защиты населения РФ был принят приказ от 25.01.1994 г. № 10 «О домах ночного пребывания», которым было утверждено «Временное положение о доме ночного пребывания».
По сути, в нем был закреплен минимальный объем социальных услуг, предоставляемый лицам без определенного места жительства и рода занятий.
Пункт 2.1 Временного положения определил основную задачу домов ночного пребывания как предоставление ночлега лицам без определенного места жительства и рода занятий, в первую очередь из числа престарелых и инвалидов.
В соответствии с п. 2.2 Временного положения лицам без определенного места жительства и рода занятий гарантируется: предоставление бесплатно в течение 12 часов койко-места с постельными принадлежностями; обеспечение талоном на одноразовое бесплатное питание; консультативная помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определение в стационарные учреждения социального обслуживания; первая доврачебная помощь и санитарная обработка нуждающихся.
Пункт 2.3 Временного положения определил, что койко-место для ночлега в доме ночного пребывания предоставляется бесплатно одному лицу на срок не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году, а сверх того лишь за плату, устанавливаемую соответствующим органом исполнительной власти.
При наличии свободных коек спальное место для ночлега может предоставляться за плату и другим категориям граждан. Таким образом, нахождение в доме ночного пребывания носит не стационарный, а временный характер и не может в глобальном плане решить проблемы бездомных граждан.
Следует отметить, что не все лица, относящиеся к категории «бомж», могут быть приняты в дома ночного пребывания. В частности, в соответствии с п.
3.2 Временного положения противопоказаниями к приему в дом ночного пребывания является наличие следующих заболеваний и расстройств:
- острого алкогольного опьянения и признаков приема наркотических средств.
- туберкулеза в активной стадии;
- острых инфекционных и венерических заболеваний;
- заразных заболеваний кожи и волос;
- психических заболеваний, сопровождающихся на момент поступления расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих;
Таким образом, Временное положение о домах ночного пребывания устанавливает не только временные параметры нахождения в указанных помещениях, но и условия для приема в них по медицинским критериям. Следовательно, исходя из буквального толкования положений рассматриваемого нормативно-правового акта далеко не каждый гражданин, являющийся лицом без определенного места жительства, может рассчитывать на размещение в домах ночного пребывания. Дома ночного пребывания стали первым видом законодательно закрепленной формы организации социальной помощи лицам без определенного мест жительства и рода занятий.
Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 08.06.1996 г.
№ 670
«Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и рода занятий»
значительно расширил перечень наименований инстанций, предоставляющих социальную защиту лицам без определенного места жительства и рода занятий.
Наряду с вышеупомянутыми домами ночного пребывания в него были включены также «социальные приюты», «социальные гостиницы», «центры социальной адаптации» и т. д. В перечне задач данных учреждений фигурируют следующие (п.
2 Постановления):
- предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам;
- оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.
Следует отметить, что рассматриваемое Постановление не фиксирует четких сроков нахождения в учреждениях лиц без определенного места жительства и рода занятий, а содержит отсылочную норму (п. 9), в соответствии с которой срок пребывания в них устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Процедура принятия лиц соответствующих категорий в соответствующие учреждения осуществляется на основании п. 20 рассматриваемого Постановления в порядке, определяемом Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.
Последнее в свою очередь издало приказ от 10.09.1996 г. № 224
«Порядок приема граждан в учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий»
.
Следует отметить, что рассматриваемый приказ дифференцировал основания и условия приема в учреждения для лиц без определенного места жительства и рода занятий. Так, в соответствии с п. 2 приказа основанием и условием приема лиц в дом ночного пребывания является личное заявление обратившегося лица, а в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации – личное заявление и направление, выданное вышестоящей организацией по подчиненности, а также наличие у принимаемого паспорта (в отдельных случаях справки по форме № 9, выданной органом внутренних дел) и справки об освобождении из места лишения свободы (для лиц, освободившихся из мест лишения свободы).
Кроме того, лица, поступающие в центр социальной адаптации, кроме документов, указанных в подпункте «б», должны иметь медицинскую карту установленного для учреждений социального обслуживания образца, заверенную лечебным учреждением или исправительно-трудовым учреждением органа внутренних дел. Общим основанием приема соответствующих лиц в указанные учреждения является наличие в учреждении свободных мест и отсутствие у принимаемого противопоказаний, которые сформулированы в п. 6 приказа (они по сути идентичны противопоказаниям, зафиксированным во временном положении).
Лица, у которых при поступлении в учреждение обнаружены вышеуказанные противопоказания, а также повышенная температура тела, сыпь неясной этиологии, подлежат немедленному направлению в учреждения органов здравоохранения или внутренних дел.
В учреждение не принимаются лица, у которых обнаружено холодное или огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, наркотики.
Положения п. 3 приказа разграничили процедурные особенности приема лиц без определенного места жительства и рода занятий в соответствующие учреждения.
Так, прием в дом ночного пребывания осуществляется сотрудником учреждения с обязательным присутствием медицинского работника, который в случае необходимости и при согласии принимаемого производит его осмотр; прием в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации – администрацией учреждения. Различие в правовом статусе учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий подчеркивается в норме, сформулированной в п. 4 приказа, в соответствии с которым на каждого поступающего в центр социальной адаптации заводится личное дело, в котором хранятся: направление вышестоящей организации по подчиненности, личное заявление, пенсионное удостоверение, справка МСЭК, медицинская карта и другие документы.
На лиц, поступающих в дом ночного пребывания, социальный приют и социальную гостиницу, личные дела не заводятся.
Нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что некоторые положения рассматриваемого нормативного акта отличаются неясностью и противоречивостью формулировок отдельных норм.
Так, прием лица в дом ночного пребывания осуществляется с обязательным участием медицинского работника, который в случае необходимости и при согласии принимаемого производит его осмотр. Возникает вопрос: является ли медицинский осмотр обязательным для лиц без определенного места жительства, поступающих в дома ночного пребывания?
Если существует необходимость оказания медицинской помощи данному лицу, но последний возражает против ее оказания, может ли данное лицо рассчитывать на помещение в дом ночного пребывания?
С другой стороны, прием лица без определенного места жительства в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации осуществляется администрацией учреждения при наличии разрешения вышестоящей инстанции и соответствующей медицинской карты.
Резонным является вопрос: может ли лицо без определенного места жительства с оформленной надлежащим образом медицинской картой рассчитывать на прием в соответствующие учреждения без прохождения медицинского осмотра? Главной проблемой проанализированных нормативных актов является отсутствие норм, обязывающих лиц без определенного места жительства и рода занятий, поступающих в соответствующие учреждения, проходить в обязательном порядке медицинский осмотр.
Необходимость последнего обусловливается наличием норм (п. 6 приказа), в которых зафиксирован перечень медицинских противопоказаний, исключающих нахождение в учреждениях, предназначенных для лиц без определенного места жительства и рода занятий. Следует отметить, что законодательство субъектов РФ высказывается более категорично по отношению к лицам без определенного места жительства и рода занятий в части вопросов, касающихся обязательного прохождения медицинского осмотра как условия приема в соответствующие учреждения.
В свою очередь это обусловливает проблемы в правоприменительной практике. Показательным в этом отношении является определение Московского городского суда от 14.02.2012 г. по делу № 33–1752, в соответствии с которым было оставлено без изменения решение суда нижестоящей инстанции, а кассационная жалоба – без удовлетворения.
Из обстоятельств дела усматривалось, что истец обратился в суд с иском к центру социальной адаптации (далее – ЦСА) «Ясенево» ДСЗН г. Москвы об оспаривании действий ЦСА в части обязания принять его для временного пребывания в ЦСА, мотивируя тем, что 14.07.2011 г.
он обратился к администрации ЦСА «Ясенево» для оформления на ночлег и временное пребывание, оказания других медико-социальных услуг, т. к. находился в тяжелой жизненной ситуации. Однако истец получил на свою просьбу отказ, в связи с чем просит, с учетом уточнений исковых требований, признать требование администрации ЦСА «Ясенево» о предоставлении справки о прохождении противопедикулезной обработки и результатов флюорографического исследования незаконным; обязать администрацию ЦСА принять его на временное пребывание.
Истец 14.07.2011 г. обратился в ЦСА «Ясенево» с заявлением о предоставлении возможности временного пребывания в учреждении. Указанное заявление завизировано руководителем Центра с указанием «заселить в установленном порядке». Работники ЦСА предложили истцу предоставить справку о прохождении противопедикулезной обработки и результаты флюорографического исследования.
Согласно представленным актам указанное предложение истцом не исполнено. Судом первой инстанции было отмечено, что ЦСА функционирует на основании положения «О Центре социальной адаптации «Ясенево» ДСЗН г.
Москвы (государственное учреждение)», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 08.12.2009 г. № 1461.
В соответствии с п. 3.1 указанного положения, в Центр принимаются бездомные граждане (мужчины старше 18 лет), в том числе не имеющие документов, удостоверяющих личность, по различным причинам утратившие свою жилплощадь и оказавшиеся в критической жизненной ситуации, нуждающиеся в посторонней медико-социальной, социально-бытовой помощи и не имеющие противопоказаний к приему.
В соответствии с п. 3.2 указанного положения противопоказаниями к приему в Центр являются:
- сильное алкогольное опьянение или признаки приема наркотических веществ;
- неадекватное поведение, выражающееся в угрозах и оскорблениях сотрудников Центра.
- туберкулез в активной стадии, заразные заболевания кожи и волос, острые инфекционные, венерические и иные заболевания, опасные для окружающих;
19.01.2006 г.
Департаментом социальной защиты населения (далее – ДСЗН) г.
Москвы издан приказ № 5
«Об утверждении Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи (центрах социальной адаптации, домах ночного пребывания, социальных гостиницах)»
.
В соответствии с п. 1.5 указанного Единого порядка после приема заявления поступающего гражданина осматривает дежурный фельдшер (врач), который определяет отсутствие медицинских противопоказаний для приема и делает вывод о необходимости направления данного лица на санитарную обработку, размещении его на ночь в изоляторе или общем спальном помещении, о чем делается соответствующая запись в журнале медицинских осмотров и контроля за состоянием пребывающих граждан. Гражданин, отказывающийся от осмотра дежурным фельдшером (врачом), в учреждение не допускается.
В соответствии с п. 1.6 Единого порядка медицинскими противопоказаниями к приему в учреждение социальной помощи являются: туберкулез в активной стадии, заразные заболевания кожи и волос, острые инфекционные, венерические и иные заболевания, опасные для окружающих.
Кассационная инстанция отметила, что, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что истцу не было отказано в приеме в учреждение для временного пребывания, напротив, резолюцией директора ЦСА его решено заселить в установленном порядке. Недопущение в учреждение связано с отказом истца от осмотра врача, что подтверждается объяснительной запиской фельдшера.
В силу п. 1.5
«Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи»
гражданин, отказывающийся от осмотра дежурным фельдшером, в учреждение не допускается.
При этом истец не лишен права пребывания в учреждении при соблюдении им указанных положений, которые обязательны для всех граждан, поступающих в учреждение либо проживающих в нем (а именно при предоставлении запрашиваемых медицинских документов, прохождении соответствующих обработок на усмотрение врача (фельдшера), при наличии показаний).
В кассационной жалобе истец ссылается на то, что решение подлежит отмене, т. к. суд не применил положения п. 2, 8, 10 и 20 Постановления Правительства РФ от 08.06.1996 г.
№ 670
«Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий»
. Однако данный довод не может служить основанием для отмены судебного решения, т. к. п. 2 и 8 содержат лишь перечень целей и задач учреждений социальной помощи.
В п. 10 указано, что для оказания первой доврачебной помощи непосредственно в учреждении организуются медицинский пункт, возглавляемый фельдшером (медицинской сестрой), и помещение для проведения санитарной обработки поступающих лиц и их одежды.
Как видно из материалов дела, фельдшер в ЦСА «Ясенево» имеется.
При этом ЦСА не имеет пункта проведения санобработки, что не противоречит п. 1.8 приказа ДСЗН г. Москвы № 5 от 19.01.2006 г.
«Об утверждении Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи (центрах социальной адаптации, домах ночного пребывания, социальных гостиницах)»
, в соответствии с которым при необходимости по заключению дежурного фельдшера (врача) при наличии в учреждении санитарного пропускника поступающий гражданин проходит санитарную обработку, а при его отсутствии направляется на санитарную обработку в городской санпропускник.
Истцу в связи с изложенным было предложено пройти санобработку на одном из пропускников, от чего он отказался. При этом кассационная инстанция указала, что данный приказ ДСЗН г.
Москвы был издан в соответствии с п.
20 Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, в соответствии с которым прием лиц в учреждение осуществляется в порядке, определяемом Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. Не оспаривая целесообразности единого порядка приема лиц без определенного места жительства и рода занятий в соответствующие учреждения установленного законодательством субъекта, следует отметить, что приказ ДСЗН г.
Москвы № 5 от 19.01.2006 г.
«Об утверждении Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи (центрах социальной адаптации, домах ночного пребывания, социальных гостиницах)»
– это подзаконный нормативный акт, изданный органом исполнительной власти субъекта РФ. Однако порядок приема лиц без определенного места жительства и рода занятий определен подзаконным нормативным актом – приказом от 10.09.1996 г. № 224
«Порядок приема граждан в учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий»
, изданным федеральным органом исполнительной власти – Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.
Таким образом, вышеизложенный довод Московского городского суда о правомерности применения норм данного акта не выглядит бесспорным.
- Принципиально по другому пути идет законодательство субъектов РФ (например, Москвы), которое унифицировало правовые отличие между различными типами учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий и установило единый порядок приема в них соответствующих граждан. В подзаконных нормативных актах, принимаемых на уровне субъектов РФ, в числе условий приема в соответствующие учреждения прописан медицинский осмотр. Это обусловило сложности в правоприменительной практике, т. к. нижестоящий нормативно-правовой акт, изданный федеральным органом исполнительной власти субъекта РФ, не может ликвидировать правовой пробел, содержащейся в нормативно-правовых актах, издаваемых на федеральном уровне.
- Пребывание лиц без определенного места жительства и рода занятий в указанных учреждениях носит срочный характер. Первоначально он устанавливался федеральным нормативным подзаконным актом и составлял не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году безвозмездно, а сверх указанного срока – за определенную плату. В дальнейшем определение срока пребывания лиц без определенного места жительства и рода занятий в указанных учреждениях было возложено на органы исполнительной власти субъектов РФ. Действующее законодательство как на федеральном, так и на уровне субъекта РФ устанавливает перечень противопоказаний, исключающих нахождение в указанных учреждениях лиц без определенного места жительства и рода занятий. К их числу относятся: туберкулез в активной стадии; заразные заболеваний кожи и волос; острые инфекционные, венерические и иные заболевания, опасные для окружающих, выявленные медицинским работником учреждения при осмотре; психические расстройства; алкогольное опьянение и наркотическое одурманивание.
- Действующее федеральное законодательство предусматривает ряд отличий в правовом статусе данных учреждений. Так, прием в дом ночного пребывания осуществляется сотрудником учреждения с обязательным присутствием медицинского работника, который в случае необходимости и при согласии принимаемого производит его осмотр. Прием в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации производится администрацией учреждения при наличии надлежащим образом оформленной медицинской карты. Недостатком федерального законодательства, определяющего правовой статус учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий, является наличие правовых пробелов, выражающихся в отсутствии императивных норм, обязывающих лиц без определенного места жительства и рода занятий, поступающих в соответствующие учреждения, в обязательном порядке проходить медицинский осмотр.
- На сегодняшний день в России сложилось несколько типов учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий: дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации. Первой формой подобного рода учреждений в современной России стали дома ночного пребывания.
Источник: журнал : Теги:
- , доцент кафедры международного права и прав человека МГПУ
Социальные функции приютов для людей без определенного места жительства
› Бродяжничество, то есть скитание гражданина по региону или определенной территории страны, не имея возможности проживать в жилом помещении, распространенное явление в России, приют для людей без определенного места жительства и иная социальная помощь от государства, помогают им выживать в таких условиях. Содержание Уважаемые читатели!
В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы.
Для решения Вашей проблемы, звоните: Вы можете также получить . Бродяги – это лица, которые не имеют определенного места жительства и, обычно, скитаются по своему городу.
От этого не застрахован никто, на месте такого человека может оказаться каждый, многие становятся бродягами, даже после хорошей и богатой жизни. Например, мужчина имел крупный бизнес, вдруг что-то пошло не так в финансах организации и фирма распалась.
Его бросила жена, обманом забрав квартиру.
Родителей и иных родственников у него нет, долго жить у друзей он не мог и начал пить.
Работу он не нашел, и в итоге человек, бывший бизнесмен, оказался на улице. Такие случаи не редкость, люди без определенного места жительства нуждаются в социальной защите от государства.
Социальная помощь оказывается бездомным и иным, нуждающимся на основании ФЗ № 442
«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
от 28.12.2013 г. Помощь, осуществляется на основании имеющихся у конкретного гражданина обстоятельств, ухудшающих его условия жизнедеятельности. К таким обстоятельствам можно отнести:
- неимение места, где гражданин осуществлял бы свою трудовую функцию или имел определенное законное занятие, за которое получал бы деньги, соответственно отсутствие денежных средств к существованию;
- потеря жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, которые имеют техногенный или природный характер, также вооруженные конфликты и межэтнические споры.
- отсутствие определенного места жительства, также у лица, который воспитывался в доме для детей сирот и достиг возраста 23 лет;
Главными обязанностями работников домов социального назначения, являются оказание помощи и решение бытовых проблем граждан, которых затронули жизненные проблемы, не позволяющие им самостоятельно нормально жить.
Во многих городах и регионах власти или иные учреждения, открывают специальные дома и организации, направленные на помощь лицам, которым негде проживать.
В таких центрах обычно предоставляют:
- определяют необходимый юридический список документации и оказывают помощь в их оформлении.
- оказывают психологическую поддержку;
- ночлег;
- оказывают помощь в трудоустройстве;
- питание;
Учреждения оказывают помощь в адаптации бездомных людей в обществе, помогают им решать возникшие трудности с близкими по родству людьми.
Также работники центров поддержки могут поспособствовать в нахождении потерянных ими родственников, в результате, например, потери памяти. Для этого достаточно обратиться в ряд служб, занимающихся подачей соответствующих ориентировок на найденных в регионе людей, которые не помнят кто они, и уже начавшие вести бродячий образ жизни.
Важно! С людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, работают социальные и медицинские работники. Их задача определить не только эмоциональное, но и физическое здоровье только поступившего в организацию гражданина.
Общественный приют принимает всех лиц, которым негде жить. По показаниям здоровья они могут отгородить определенного человека от остальных, если есть угроза заражения. Такие организации помогают и лицам, которые только вернулись из мест лишения свободы, и пойти им некуда.
При особой необходимости, например, если человека необходимо устроить на работу, ему могут оформить в приюте временную прописку.
Если, поступивший в приют человек пожилого возраста, специалисты помогут пристроить его в дом для престарелых людей. Лицо могут направить на флюорографию и дать справку на проведение необходимых обследований, которые они не могут провести в центре. Справка необходима для лечебных учреждений.
Лицам, без определенного места жительства положена помощь и защита от государства. В регионах создаются мобильные бригады помощи, которые актуальны в особенности в зимнее время года. Подобные мобильные группы нужны:
- оказание доврачебной помощи, в том числе психологической;
- консультирование граждан, оказавшихся без места проживания о возможностях, которые им положены по закону;
- решение о направление в приют для бездомных, в больницу, в наркологический или иной диспансер.
- для проведения первичного осмотра прямо в машине бездомного для выявления заболеваний;
- вызов на место нахождения бездомного гражданина сотрудников из органов правоохранительных дел (например, если у него ножевые ранения)
В мобильные группы помощи входят медицинские сестры, специалисты по социальной и психологической работе, а также водитель.
Машина обязательно должна иметь аптечку.
Некоторые мобильные группы направлены на оказание помощи гражданам, в отношении еды. В зимнее время года, они развозят по специальным точкам вагончики с едой.
Приюты и иные организации для людей без определенного места жительства обеспечивают определенную защиту незащищенным слоям населения. Специалисты центров обеспечивают необходимую поддержку для граждан со всех направлений, в особенности в вопросах питания и здоровья.
Внимание! В связи с непрерывными изменениями в законодательстве, юридическая информация на этой странице могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите Ваш вопрос в форме ниже: Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)

Загрузка.






МестоЖительства © 2018–2023 – Все о месте проживания – регистрация, прописка, смена и определение, временное место жительства, связанные услуги Перепечатка материалов разрешена только с указанием первоисточника Задать вопрос эксперту Спасибо!