Прием на работу с видом жительство в 2023 году налоги
Квота на прием иностранных граждан в 2023 году
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, трудоустраивать иностранцев наниматели и заказчики работ вправе при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Сами иностранцы трудиться в России могут только по достижении 18 лет и при наличии разрешения на работу или патента. Этот порядок не применяется, если иностранец обладает определенным статусом:
- въехал в РФ в безвизовом порядке;
- учится в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работает в свободное время;
- приглашен в РФ в качестве научного или педагогического работника для определенных целей;
- работает аккредитованным в РФ журналистом,
- въехал на 30 суток на гастроли;
- приглашен в РФ с деловой, гуманитарной целью или для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью;
- участвует в Госпрограмме по переселению в РФ бывших соотечественников;
- работает в зарубежном юрлице, которое занимается монтажом, сервисным и гарантийным обслуживанием поставленного в РФ оборудования;
- получил временное убежище и в некоторых других случаях.
- приглашен в РФ в качестве медицинского, педагогического или научного работника;
- работает в зарубежном дипломатическом представительстве, консульстве на территории России, является сотрудником международной организации или частными домработником этих лиц;
- постоянно или временно проживает в России, то есть имеет вид на жительство или разрешение на временное проживание;
- имеет статус беженца;
- является высококвалифицированным специалистом;
Таким образом, получать разрешение на привлечение к труду иностранных работников требуется только в отношении визовых иностранцев, временно пребывающих на территории РФ.
Именно об этой категории лиц речь пойдет в нашей статье. Для получения работодателем указанного разрешения нужно, чтобы его потребность в иностранной рабочей силе была учтена при определении правительством квот на въезд в Россию иностранцев в целях работы. Для этого перед получением разрешения надо подать в органы занятости заявку о необходимости привлечения иностранных работников.
Порядок представления работодателями заявок определен Приказом Минтруда России от 23.01.2014 № 27н. В случае одобрения заявки наниматель может перейти к следующему этапу и обратиться за получением разрешения на привлечение иностранных работников. Непосредственно сам порядок получения разрешения определен Приказом МВД России от 01.08.2020 № 541.
Им утвержден Регламент предоставления госуслуги по выдаче разрешений Управлением по вопросам миграции МВД РФ и его территориальными подразделениями. Для получения разрешения работодатель должен подать в подразделение по вопросам миграции заявление по форме, утвержденной Приказом МВД России от 19.06.2017 № 392 (пункт 37 Регламента).
Также заявитель вправе представить:
- копию паспорта, выписку из ЕГРИП (для ИП);
- подтверждение факта госрегистрации юрлица в РФ (для иностранной фирмы);
- платежку об уплате госпошлины (пункты 65- 65.1.4 Регламента).
- выписку из ЕГРЮЛ (для юрлиц);
Подать заявление можно в электронном виде, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае приложенные к нему документы представляются на бумажном носителе при получении разрешения.
Следует учитывать, что органы миграции будут проверять, подавалась ли заявка о потребности в иностранных рабочих. Разрешение выдается только при наличии заключения о привлечении и использовании иностранных работников от регионального органа службы занятости (пункт 3 статьи 18 Закона № 115-ФЗ).
Порядок выдачи этого заключения определен Приказом Минтруда России от 24.10.2014 № 795н. Им установлено, что заключение предоставляется на основании запроса органа миграции. Решение о нецелесообразности привлечения иностранных работников может быть принято органом занятости, если в регистре нет сведений о потребности работодателя в иностранных работниках, потому что он эти сведения не подавал; или на учете в ЦЗН стоят россияне, чьи профессии подходят под вакансию, предоставляемую иностранцу, а также в других случаях.
Поступление отрицательного ответа из органа занятости является причиной для отказа в выдаче разрешения на привлечение иностранных работников (пункт 71 Регламента). В случае положительного заключения срок оформления разрешения составит 30 календарных дней со дня поступления документов, в том числе через госуслуги (пункт 26 Регламента).
При этом допускается продление срока выдачи разрешения еще до 30 рабочих дней, если требуется проведение дополнительной проверки документов (пункт 27 Регламента).
Госпошлина за получение разрешения уплачивается в размере 10 тыс.
рублей за каждого зарубежного работника (подпункт 23 пункта 1 статьи 333.28 НК РФ). Получение разрешения возможно только на бумаге, выдача документа в электронном виде не допускается (пункт 25 Регламента). Срок действия разрешения составляет один год (пункт 4 статьи 18 Закона № 115-ФЗ).
Для трудоустройства в России визовых иностранцев действуют квоты. Их размер ежегодно утверждается правительством с учетом демографической ситуации в регионах и возможностей субъекта обустроить приезжих (статья 18 Закона № 115-ФЗ). На 2023 год квоты на выдачу визовым иностранцам приглашений на въезд в страну для работы и разрешений на работу определены постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2020 г.
№ 1902. Согласно документу, в следующем году может быть выдано 101 871 приглашение и столько же рабочих разрешений. Эти квоты не распространяются на высококвалифицированных специалистов и членов их семей (пункт 2 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ). Кроме того, на основании пункта 5 статьи 18.1 Закона № 115-ФЗ правительство вправе ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, привлекаемых к труду в различных экономических отраслях.
Этот показатель определяется с учетом потребности рынка труда в конкретном субъекте РФ и необходимости первоочередного трудоустройства граждан РФ.
- обслуживание зданий и территорий (код 81) — 70 %;
- управление недвижимостью за вознаграждение или по договору (код 68.32) — 70 %;
- лесоводство и лесозаготовки (код 02) — 50%;
- в сфере выращивание овощей (код 01.13.1) — 50%;
- оптовая торговля пиломатериалами (код 46.73.2) — 50%;
- розничная торговля алкоголем в спецмагазинах и табаком (коды 47.25.1, 47.26) — по 15 %;
- строительство (раздел F) — 80 % (не распространяется на Республику Бурятия, Амурскую область и Москву, в Дагестане квота составляет 50 %),
- оптовая торговля древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (код 46.73.1) — 50 %;
- деятельность прочего сухопутного пассажирского и автомобильного транспорта (коды 49.3, 49.41) — 24 %;
- деятельность в области спорта прочая (код 93.19) — 25 %.
- розничная торговля лекарствами в аптеках (код 47.73), на рынках и в нестационарных торговых объектах (код 47.8), прочая розничная торговля вне магазинов, палаток и рынков (код 47.99) — 0%;
- обработка дерева, производство деревянных, пробковых и соломенных изделий, за исключением мебели (код 16) — 50 %;
Работодатели, у которых количество иностранных рабочих превышает установленные квоты, обязаны привести численность в соответствие с допустимой долей, то есть уволить лишних сотрудников.
Основанием для ее выдачи является приглашение на въезд для осуществления трудовой деятельности от работодателя (часть 1 статьи 25 Закона № 115-ФЗ). Приглашение иностранного работника в целях трудоустройства выдается уполномоченным подразделением МВД по ходатайству работодателя или заказчика работ (пункт 2 статьи 18 Закона № 115-ФЗ). При выдаче приглашений и разрешений на работу учитывается количество квот, определенное правительством.
Регламентом предоставления госуслуги по оформлению приглашений на въезд, утвержденным Приказом МВД России от 29.09.2020 № 677, установлено, что для получения приглашения в подразделение МВД по вопросам миграции работодателем подается:
- ходатайство в двух экземплярах. Также ходатайство можно подать в электронном виде через портал госуслуг. Его форма приведена в приложении к Регламенту;
При подаче бумажного ходатайства российская организация, иностранная компания, ИП должны обращаться в подразделение по вопросам миграции по месту постановки на учет в налоговом органе. Граждане — работодатели подают ходатайство по месту жительства или месту пребывания (п. 75, 76 Регламента).
- Гарантийное письмо от приглашающей стороны о том, что она берет на себя обязательства по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению иностранца;
- Документы для оформления иностранцу разрешения на работу в России. Разрешение на работу выдадут одновременно с приглашением (подпункт 2 пункта 2 статьи 18 Закона № 115-ФЗ).
- копия паспорта иностранца, срок действия которого не должен истекать раньше шести месяцев с даты окончания срока пребывания. Также срок действия паспорта не должен истекать раньше, чем через 1,5 года с даты начала предполагаемого срока пребывания;
Помимо этих документов работодатель вправе представить копию разрешения на привлечение иностранных работников, разрешение от ФСБ на въезд иностранца на территорию с особым режимом, подтверждение оплаты госпошлины и другие документы в зависимости от конкретной ситуации.
Но их отсутствие не является причиной для отказа в выдаче приглашения (пункт 35 Регламента). Вместе с тем, отказать в оформлении приглашения могут, если исчерпана квота, установленная Правительством РФ (пункт 37.8 Регламента).
Размер госпошлины за оформления приглашения для иностранца составляет 800 рублей за каждого приглашенного человека (подпункт 17 пункта 1 статьи 333.28 НК РФ). Если основания для отказа в выдаче приглашения отсутствуют, общий срок рассмотрения документов составляет не более 20 рабочих дней с даты регистрации ходатайства (пункт 25.4 Регламента).
Приглашение, оформленное на бланке, выдается в день обращения за ним, а приглашение в электронной форме направляется в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения (пункт 26 Регламента). Помимо общих документов, которые предоставляются при трудоустройстве (статья 65 ТК РФ), иностранцам также нужно предъявить специальные документы. Их перечень приведен в статье 327.
3 ТК РФ. Для временно пребывающих в РФ визовых иностранцев это:
- действующий в РФ договор (полис) ДМС. Этот документ не нужен, если работодатель оплачивает ДМС сотрудникам. Медицинские полиса должны обеспечивать оказание первичной медико-санитарной помощи и неотложной специализированной медпомощи;
- Разрешение на работу (может быть представлено позднее, если трудовой договор необходим для выдачи этого разрешения).
В отношении предусмотренного статьей 65 ТК РФ общего перечня документов следует отметить, что визовый иностранец должен иметь документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ на временно пребывающих в РФ иностранцев, работающих по трудовому договору или гражданско-правовому договору на выполнение работ, оказание услуг распространяется обязательное пенсионное страхование. Если у иностранца нет индивидуального лицевого счета, то нанимателю нужно подать сведения в ПФР для открытия ему ИЛС. Кроме того, если у иностранца нет трудовой книжки, работодатель должен оформить ему этот документ.
С 2023 года при первичном трудоустройстве трудовые книжки оформляться не будут, а сведения о трудовой деятельности станут вести в электронном виде (часть 8 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ). То есть на трудоустроенных иностранцев по аналогии с российскими работниками нужно будет подавать сведения о трудовой деятельности в ПФР.
Сам трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином, помимо общих сведений, предусмотренных частью 1 статьи 57 ТК РФ, также должен содержать сведения, указанные в статье 327.2 ТК РФ. Это информация о разрешении на работу и сведения о полисе ДМС или договоре между нанимателем и медорганизацией на оказание платных медуслуг сотруднику. Если разрешение еще не получено, то указанные сведения вносятся в трудовой договор позднее (часть 3 статьи 57 ТК РФ).
Кроме того, заключить трудовой договор можно только с иностранцем, достигшим возраста 18 лет (пункт 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ). В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона № 115 — ФЗ работодатели, привлекающие иностранную рабочую силу, обязаны уведомлять миграционные органы о заключении с иностранным работником трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о расторжении договора.
На такой подход обратил внимание Верховный суд РФ в постановлении от 14.07.2010 № 25-АД10-6.
Сейчас уведомление подается в порядке и по формам, приведенным в Приказе МВД России от 04.06.2019 № 363. С 2023 года в силу вступит Приказ МВД России от 30.07.2020 № 536, которым утвержден новый порядок и формы уведомления о заключении трудового договора с иностранцем.
Существенных изменений в процедуре не произойдет. Уведомление подается на всех привлеченных иностранцев, с которыми подписан трудовой договор. Его можно подать лично в территориальный орган МВД, по почте с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронном виде через портал госуслуг.
В Последнем случае уведомление заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью.
Исполнение требования об уведомлении МВД о приеме на работу иностранца важно, поскольку за его несоблюдение установлен штраф в существенном размере.
Согласно части 3 статьи 18.15 КоАП РФ за неуведомление или нарушение порядка и формы уведомления должностное лицо оштрафуют на сумму от 35 до 50 тыс.
рублей, а организацию на сумму от 400 до 800 тыс.
руб., либо деятельность компании могут приостановить на срок от 14 до 90 суток.НДФЛ Ставка НДФЛ, по которой будет удерживаться налог, зависит от того, является ли иностранный рабочий налоговым резидентом.
Если иностранец резидент, то есть пребывал в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то налог будет удерживаться по общей ставке 13% (пункт 2 статьи 207, пункты 1,3 статьи 224 НК РФ).
Отметим, что в 2020 году гражданин признается налоговым резидентом, если находился в России от 90 до 182 дней, то есть меньше общего периода, и при условии подачи заявления в инспекцию.
С доходов иностранцев — нерезидентов налог удерживается по ставке 30 % (пункт 3 статьи 224 НК РФ).
Если в начале года иностранный работник не был налоговым резидентом, но в течение года этот статус приобрел, то НДФЛ пересчитывается по ставке 13%.
Налоговые вычеты по НДФЛ положены только иностранцам — налоговым резидентам РФ (пункт 3 статьи 210 НК РФ).Страховые взносы Взносы на пенсионное страхование и на случай производственного травматизма с выплат иностранным рабочим начисляются в общем порядке и по общеустановленным тарифам (подпункт 15 пункта 1 статьи 422 НК РФ, пункт 1 статьи 7 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, статья 5 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Взносы на ВНиМ уплачиваются по общим правилам, но только в пределах установленной предельной величины базы и по спецставке 1,8% (подпункт 2 пункта 2 статьи 425 НК РФ).
Взносы на ОМС не уплачиваются (статья 10 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ). Журнал : Теги:
Прием на работу иностранных граждан в 2023 году: пошаговая инструкция
13 мая 13 мая 2023 Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям При оформлении на работу иностранного гражданина приходится решать вопросы, которые даже не возникают при трудоустройстве граждан РФ. Так, при приеме иностранцев приходится переводить на русский язык представленные кандидатами документы, получать различные разрешения и направлять уведомления в государственные органы.
А после заключения трудового договора работодателя ожидают сложности с начислением «зарплатных» налогов на выплаты иностранцу.
Наша статья — руководство для тех, кто принимает на работу иностранных граждан в 2023 году.Содержание Права и обязанности граждан других государств на территории РФ регулируются Федеральным законом
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
.
В пункте 1 статьи 2 Закона установлены три статуса иностранцев и лиц без гражданства.
- Временно проживающие. У них имеется паспорт с отметкой «Разрешено временное проживание». Еще одним доказательством этого статуса может быть документ под названием «Разрешение на временное проживание» (как правило, его имеют лица без гражданства).
- Постоянно проживающие. Такие лица имеют документ под названием «Вид на жительство иностранного гражданина».
- Временно пребывающие. Право на пребывание в РФ может подтверждаться паспортом с открытой визой или миграционной картой. В последнем случае речь идет об иностранце, который прибыл из страны, не имеющей с Россией визового режима.
С иностранцем можно заключить трудовой договор либо договор гражданско-правового характера. В первом случае от работника требуется выполнение трудовой функции и подчинение трудовому распорядку.
Во втором случае работник должен выполнить в установленные сроки конкретный объем работ без подчинения трудовому распорядку. Подробнее см.: «». Независимо от того, какой из договоров будет оформлен с иностранцем, могут потребоваться дополнительные разрешительные документы.
Так, если кандидат приехал из страны, с которой у России установлен визовый режим (и в его паспорте есть соответствующая виза), то для трудоустройства ему необходимо иметь разрешение на работу. В большинстве случаев разрешение на прием такого сотрудника понадобится и самому работодателю.
Если же родиной потенциального работника является страна, с которой у России нет визового режима, то работодателю не нужно иметь разрешение на прием сотрудника. А вот иностранцу для трудоустройства может потребоваться специальный патент, который оформляется органами МВД. Исключение составляют работники из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении.
Гражданам этих государств для работы в России дополнительные разрешения (в т.ч. патент) получать не нужно. Сдать сведения о среднесписочной численности через интернет При заключении трудового договора иностранные граждане должны представить пакет документов. Он несколько отличается от того, который кадровые работники привыкли требовать при трудоустройстве россиян.
Так, иностранцы предъявляют паспорт и документы об образовании, если таковые требуются для соответствующей должности. При этом, если указанные документы составлены на иностранном языке, нужно попросить работника представить их официальный перевод.
Помимо этого, такой кандидат обязан иметь полис добровольного медицинского страхования (ДМС).
Страховка не требуется в том случае, если работодатель сам заключил с медицинской организацией договор о предоставлении мигранту платных медицинских услуг (абз. 2 ч. 1 ст. ТК РФ, п. 10 ст. 13 ). Как уже было сказано, работникам из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении не нужно иметь «трудовой» патент.
А гражданам Белоруссии не потребуется также и полис ДМС (письмо Минтруда ). Подписать трудовой договор с иностранцем можно и без предъявления последним разрешения на работу.
Такое допустимо, если для получения разрешения иностранец должен предоставить контракт с работодателем. В этом случае подписанный сторонами договор не вступит в силу до тех пор, пока иностранец не получит разрешение.
Данные об этом разрешении нужно будет внести в текст трудового договора.
Для этого можно оформить дополнительное соглашение (ч. 3 ст. ТК РФ). При трудоустройстве у иностранца (независимо от его статуса) нужно потребовать трудовую книжку, если ранее он уже работал в России, либо если у него имеется оформленная в иностранном государстве трудовая книжка советского образца (1938 или 1973 г.).
В этих ситуациях работодатель обязан продолжить вести предъявленный иностранцем документ.
В остальных случаях оформляется новая трудовая книжка в том же порядке, что и работникам-россиянам.
При этом работники из других государств также имеют право на отказ от продолжения ведения трудовой книжки на бумажном носителе. Перевод иностранцев на электронные трудовые книжки происходит в общем порядке. Подробнее см. «». Схожим образом решается вопрос с документом о регистрации в Пенсионном фонде.
Если кандидат (независимо от его статуса) ранее уже работал в России, либо самостоятельно прошел такую регистрацию, то он должен предъявить карточку СНИЛС или (АДИ-РЕГ).
Если же у иностранного гражданина нет индивидуального лицевого счета, работодатель обязан сам подать необходимые сведения в территориальный орган ПФР (ч. 5 ст. ТК РФ, ч. 4 ст. ТК РФ, ч.
1 ст. ТК РФ). Наконец, если иностранец принимается на должность, запрещенную для лиц, которые имеют или имели судимость, либо подвергались уголовному преследованию, то с него надо потребовать справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования (либо справку о прекращении такового по реабилитирующим основаниям).
Трудовой договор составляется на русском языке. При необходимости текст договора можно перевести на иностранный язык (ст.
68 Конституции РФ, подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона , п.
2 ст. 22 приложения к Рекомендации № 86 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах»). В трудовой договор с гражданином другого государства нужно включить все те же сведения и условия, которые прописываются при заключении договора с россиянином (ст.
ТК РФ). Помимо этого, надо внести дополнительные данные.
В частности, это сведения о разрешении на работу или патенте, если таковые требуются при трудоустройстве.
А в отношении постоянно или временно проживающих в РФ иностранцев указываются сведения о виде на жительство или разрешении на временное проживание (ч. 1 ст. ТК РФ). Должность (профессия, специальность) в трудовом договоре с мигрантом должна соответствовать той, которая указана в разрешении на работу. В противном случае работодателя и работника могут привлечь к административной ответственности (ст.
КоАП РФ и ст. КоАП РФ). Также в трудовой договор с иностранцем (кроме лиц, постоянно или временно проживающих в РФ, а также граждан Белоруссии) нужно включить условие о предоставлении работнику медицинской помощи в течение срока действия этого договора. Так, необходимо указать реквизиты полиса ДМС или договора между работодателем и медицинской организацией о предоставлении сотруднику платных медуслуг.
Напомним, что по такому полису или договору иностранец должен иметь право на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ч. 2 ст. ТК РФ). Трудовой договор с иностранцем, который находится в РФ на основании открытой ему визы, будет действовать только при условии получения кандидатом разрешения на работу.
При этом, как уже упоминалось, составить и подписать такой договор можно и до того момента, когда потенциальный сотрудник получит разрешение. Но действовать трудовой договор начнет только после выдачи этого разрешения.
Самому работодателю для заключения трудового договора с «визовым» мигрантом в большинстве случаев потребуется оформить разрешение на прием иностранной рабочей силы. Порядок получения такого разрешения утвержден приказом МВД .
Чтобы заключить трудовой договор с высококвалифицированным специалистом (ВКС), который прибыл из страны, имеющей с Россией визовый режим, работодатель может не оформлять разрешение на привлечение иностранных работников.
А вот сам ВКС обязан получить разрешение на работу в РФ. При этом от работодателя потребуется представить ряд документов, необходимых для выдачи такого разрешения (п. 6 ст. 13.2 ). При оформлении трудового договора нужно учесть, что заработная плата высококвалифицированного иностранного работника не может быть ниже порогового значения.
В общем случае эта величина равна 167 000 руб. в месяц (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 ).
Но для некоторых работ установлен пониженный размер. К примеру, зарплата ВКС, привлекаемого к трудовой деятельности в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, не может быть ниже 58 500 руб.
в месяц. А иностранные специалисты — резиденты промышленно-производственных, туристско-рекреационных или портовых особых экономических зон должны получать более 83 500 руб. в месяц. При трудоустройстве высококвалифицированный специалист обязан предъявить полис ДМС.
Либо сам работодатель должен заключить договор на оказание такому сотруднику платных медицинских услуг (п. 14 ст. 13.2 ). Иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу должен предъявить патент, выданный органами МВД России.
Этот документ подтверждает, что кандидат выполнил все требования миграционного законодательства: у него в порядке миграционная карта, имеется справка о здоровье и документы о знании русского языка.
Также потребуется полис ДМС (если работодатель не готов оплачивать медпомощь для такого работника). Общий срок действия «трудового» патента с учетом продлений не может превышать 12 месяцев со дня его выдачи.
За этот период необходимо ежемесячно вносить фиксированные авансовые платежи по НДФЛ.
Размер платежа ежегодно индексируется с учетом коэффициента-дефлятора и регионального коэффициента (п.
2 и 3 ст. НК РФ). Сумму НДФЛ с доходов иностранца, работающего на основании патента, можно уменьшить на фиксированные «авансы», уплаченные за период его действия. Для этого налоговый агент должен получить в налоговой инспекции соответствующее уведомление (п. 5 и 6 ст. НК РФ). Как уже упоминалось, исключение составляют работники из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении.
Эти страны вместе с Россией являются участниками Договора о Евразийском экономическом союзе. Данный международный документ позволяет гражданам стран — участниц ЕАЭС работать в России без получения разрешений и патентов (п. 1 ст. 97 Договора). Поэтому при заключении трудового договора кандидаты из этих стран, за исключением Белоруссии, дополнительно должны предъявить только миграционную карту и полис ДМС.
Что касается граждан Белоруссии, то им для трудоустройства миграционная карта не нужна, а медпомощь гарантирована на межгосударственном уровне (ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.98 «О равных правах граждан»).
Иностранцу, который имеет документ о временном проживании в РФ, не нужно получать разрешение на работу или «трудовой» патент. Но устроиться в штат организации он может только в том субъекте РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (подп.
1 п. 4, п. 5 ст. 13 ). Поэтому при подписании с таким сотрудником трудового договора надо обратить внимание на регион его проживания.
Временно проживающие в России иностранцы не должны предъявлять при трудоустройстве полис ДМС. Такие лица признаются застрахованными в системе ОМС и имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в том же объеме, что и россияне (п.
1 ст. 10 Федерального закона ). В большинстве случаев все документы, необходимые для трудоустройства, иностранный кандидат собирает самостоятельно. Как уже упоминалось, в этот пакет помимо паспорта (и его перевода) могут входить разрешение на работу или патент, документ об образовании, СНИЛС, трудовая книжка.
В некоторых случаях (в частности, при приеме на работу высококвалифицированных специалистов) к оформлению разрешения на работу для кандидата должен подключиться работодатель. А при трудоустройстве иностранцев из «визовых» стран работодателю надо самому предварительно получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Статус иностранного гражданина устанавливается на основании представленных им документов.
Правила следующие. Если это вид на жительство в РФ, то статус иностранца — постоянно проживающий.
Если представлен паспорт со штампом «Разрешено временное проживание» или отдельный документ «Разрешение на временное проживание», то статус — временно проживающий.
Если в паспорте имеется открытая виза или предъявлена миграционная карта, то статус — временно пребывающий. Исключение составляют белорусы, которые могут находиться в РФ на основании общегражданского паспорта гражданина Республики Беларусь.
Гражданство потенциального работника устанавливается на основании данных его паспорта. При этом нужно помнить, что особые правила трудоустройства действуют для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Им не нужно получать патент или разрешение на работу.
А гражданам Белоруссии также не потребуется и полис ДМС. После сбора и проверки всех документов, с иностранцем можно заключить трудовой договор. Затем нужно издать приказ о приеме мигранта на работу, и внести сведения в его трудовую книжку.
В целом при оформлении в штат иностранного сотрудника совершаются те же действия, что и при трудоустройстве россиянина.
В том числе, нужно оформить личную карточку (). О заключении с иностранцем трудового договора работодатель обязан уведомить территориальный орган МВД, занимающийся вопросами миграции.
Сделать это надо в течение 3 рабочих дней с даты оформления договора (п. 8 ст. 13 ). Сведения подаются отдельно в отношении каждого принятого на работу иностранца. Никаких исключений для граждан Казахстана, Киргизии и Армении не сделано — по ним также надо представить уведомление о заключении трудового договора.
А вот о приеме в штат работников из Белоруссии уведомлять органы МВД не нужно (постановление Верховного суда РФ ). СПРАВКА При трудоустройстве мигрантов необходимо следить за соблюдением квоты на прием иностранных работников. Она ежегодно устанавливается Правительством РФ (см.: «»).
Начисление страховых взносов и НДФЛ с заработной платы иностранных работников зависит от множества факторов — гражданства, основания и срока нахождения на территории РФ, наличия статуса ВКС и т.д. Если обобщить положения законодательства, то ситуация получается следующей. С зарплаты иностранцев, которые при трудоустройстве предъявили вид на жительство в РФ, либо паспорт со штампом о разрешении временного проживания, страховые взносы начисляются в том же порядке и в тех же размерах, что и с зарплаты россиян.
То же самое касается страховых взносов с заработной платы работников из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Причем, вне зависимости от того, какой документ они предъявили при трудоустройстве. В отношении тех иностранцев, которые представили патент, миграционную карту или паспорт с открытой визой, страховые взносы начисляются в «усеченном» варианте.
Так, с их зарплаты не нужно платить взносы на обязательное медицинское страхование.
Взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством начисляются по тарифу 1,8%. Пенсионные взносы рассчитываются так же, как и по работникам-россиянам. Отдельные правила установлены для высококвалифицированных иностранных специалистов, которые не являются гражданами Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении.
Если такой ВКС временно пребывает на территории РФ, то с его зарплаты страховые взносы вообще не начисляются (кроме взносов «на травматизм»).
А в остальных случаях (если специалист имеет право на постоянное или временное проживание в России) не платятся взносы на ОМС. Остальные взносы нужно перечислять на общих основаниях.
При начислении НДФЛ многое зависит от гражданства работника и основания трудоустройства, а также от времени непрерывного пребывания в РФ. Так, если имеются документы, подтверждающие, что иностранец провел в РФ как минимум 183 дня за предыдущие 12 последовательных месяцев, то ставка НДФЛ будет 13% вне зависимости от всех иных факторов (п.
1 ст. НК РФ). Если же условие о сроке пребывания в России не выполняются, то для определения ставки НДФЛ придется учитывать дополнительные нюансы. Так, доходы от трудовой деятельности граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении облагаются НДФЛ по ставке 13% с первого дня работы в РФ (ст.
73 Договора о ЕАЭС). Эта же ставка применяется к зарплате высококвалифицированных специалистов и сотрудников, работающих на основании патента (п. 3 ст. НК РФ). Также вне зависимости от срока нахождения на территории РФ по ставке 13% нужно удерживать НДФЛ с зарплаты беженцев и лиц, получивших в РФ временное убежище, участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей. Доходы иных иностранцев, которые не провели в Российской Федерации 183 дня и более за предыдущие 12 месяцев, облагаются НДФЛ по ставке 30% (п.
3 ст. НК РФ). Подробнее см.: «» За прием на работу иностранца, у которого нет разрешения на работу либо патента (в тех случаях, когда они обязательны), работодателя- юрлицо могут оштрафовать на 800 тыс.
руб. или приостановить его деятельность на 90 суток (ч. 1 ст. КоАП РФ). Если это нарушение допущено организацией из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, штраф может составить 1 млн.
руб. (ч. 4 ст. КоАП РФ). Если работодатель примет в штат иностранцев с поддельными разрешениями на работу, он также может быть привлечен к административной ответственности. Поэтому проверять подлинность разрешений на работу сотрудников из других стран.
Аналогичные штрафные санкции (800 тыс. и 1 млн. руб.) грозят работодателю, который не получил разрешение о привлечении на работу иностранных сотрудников, или вовремя не уведомил органы МВД о приеме на работу мигранта.
В этих случаях также возможна приостановка деятельности на 90 суток (ч.
2, 3 и 4 ст. КоАП РФ). Отдельное наказание установлено для работодателей, которые нарушили правила Трудового кодекса, регулирующие трудоустройство иностранных граждан. Так, за прием на работу мигранта без полиса ДМС (если это требуется по закону), а равно за невключение в трудовой договор положений об этом полисе, патенте, разрешении на работу и других обязательных сведений, компанию могут оштрафовать на 50 тыс.
руб. (ч. 1 ст. КоАП РФ). Также см.: «». В заключение отметим, что знание правил, установленных для приема на работу иностранцев, позволит организациям и ИП избежать конфликтов с такими работниками по поводу представления документов, ведения трудовой книжки или удержаний из заработной платы.