Отказ детей от родителей как социальная проблема
Оглавление:
Поймать кукушку
6230 детей в прошлом году стали сиротами сразу после рождения — от них отказались родные матери. И вопреки расхожему мнению о матерях-«кукушках», нехватка денег, алкоголь или наркозависимость — далеко не главные тому причины. — Самое страшное, что отказ от ребенка становится нормой для общества, — говорит Екатерина Лахова, заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций. — Когда-то я сама курировала родовспоможение, в то время каждый отказник становился сенсацией, поводом для серьезного разбирательства.
А теперь в этом как будто и нет ничего плохого — просто один из вариантов.
— Где-то специальные службы созданы на базе медицинских учреждений, где-то — соцслужб.
Как только в роддоме женщина принимает решение отказаться от своего ребенка — ее контакты передают в службу. Специалисты связываются ней, выясняют, стоит ли бороться за эту семью, если да — предлагают помощь. И это работает! Как показывает опыт, 50% отказов можно предотвратить.
Работники только что открывшихся служб порой сами толком не знают, что делать, могут только памперсы и пеленки предложить. А женщина вдруг решает оставить ребенка.
Иногда важнее всего просто знать, что кому-то есть дело до твоих проблем. Это подтверждает и исследование Лаборатории социальной политики, проводившееся по заказу фонда: только 15% женщин, ославляя ребенка в роддоме, объясняют это нехваткой денег.
Впрочем, неблагополучие так или иначе остается самой частой причиной отказа — это и нищета, и алкоголь, и насилие в семье. Об этом говорят 20% «кукушек», уверенных в том, что даже в детдоме ребенку будет лучше. 17% решаются на отказ из-за одиночества — их не поддерживают ни родственники, ни отец ребенка.
Впрочем, бывает и такое: девушка приехала на учебу в районный центр. Забеременев, она побоялась признаться родителям и отказалась от ребенка.
Сотрудники центра нашли бабушку и дедушку малыша, которые, как оказалось, были совсем не против внука и с радостью забрали его домой. Но бывает и наоборот: родственники вынуждают оставить ребенка, признается Александра Марова: «Об этом как о причине отказа говорят 16% женщин.
И совсем не обязательно они живут в многодетной неблагополучной семье. Был случай — родила девочка 16 лет. Она хотела оставить ребенка, но родители были против.
Мама у нее чиновница, папа — доктор наук.
Еще 13% женщин не хотят воспитывать ребенка из-за того, что пережили сильный стресс во время беременности. Это может быть гибель близкого человека или болезненное расставание. Как говорят специалисты, чаще всего здесь просто необходима психологическая помощь.
И только 5-10% «кукушек» оставляют ребенка, узнав о его инвалидности. Но, как уверяют специалисты, даже в этой ситуации семье можно помочь нужной информацией и добрым советом.
Общество Семья и дети
Социальное сиротство в России: виды, причины, профилактика проблемы
Время чтения: 8 минутУченые, общественники и политики едины во мнении – сиротство на протяжении последних десятков лет остается острейшей социально-экономической и психолого-педагогической проблемой России и всего мира. По данным правительства РФ, на сегодняшний день в России проживает около 475 тыс.
детей-сирот, хотя около 85% из них находится на воспитании в приемных семьях. На какие категории делят сирот и каковы причины распространения сиротства?
Какие формы устройства детей-сирот предусмотрены в стране? Несмотря на широкое распространение этого социального явления, российское законодательство не содержит определения сиротства.
Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г.
№ 159
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
в качестве детей-сирот признает лишь тех, кто не достиг совершеннолетия и при этом потерял обоих или единственного родителя. Остальных же несовершеннолетних, чьи родители безвестно пропали, лишены родительских прав или признаны недееспособными, законодатель рассматривает в качестве детей, оставшихся без попечения родителей, хотя их правовой статус, по сути, одинаков. Если рассматривать вопрос в более широком смысле, то сиротство – это отрицательное общественное явление, обозначающее образ жизни детей, лишенных родительского воспитания по тем или иным причинам.
Сиротство как социальная проблема современного общества и образ жизни традиционно ассоциируется с учреждениями для содержания детей – детскими домами и интернатами.
В них несовершеннолетние содержатся и воспитываются до достижения 18 лет. Альтернативным вариантом их воспитания является поощряемое государством семейное устройство, формы которого будут рассмотрены далее.
Понимая суть проблемы сиротства, государство оказывает всестороннюю поддержку детям, чьи судьбы были затронуты этим социальным явлением.
Им предоставляются дополнительные гарантии социальной защиты и материальной поддержки, права на образование и трудоустройство, дополнительные имущественные и жилищные права.
Основу законодательной базы в данном вопросе составляет Конституция РФ – именно она положениями ст. 38 устанавливает государственную защиту материнства, детства и семьи.
Приоритет семейного воспитания детей, обязанности по защите их прав и интересов, а также форма государственной защиты на случай сиротства детализированы положениями Семейного кодекса РФ.
Глава 18 СК РФ определяет функции органов опеки в вопросах выявления и обеспечения права на воспитание для сирот.
Главы 19-21 СК РФ определяют нормативную основу для реализации основных форм семейного устройства сирот, а глава 22 – порядок устройства таких детей в приюты и интернаты.
Отдельного внимания требуют нормативные акты, обозначающие ряд дополнительных гарантий для детей-сирот. Это, в частности, ФЗ от 21.12.1996 № 159. Нельзя оставить без внимания и указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688, который призван усовершенствовать государственную политику в сфере защиты детей-сирот.
Вопросами семейного или иного устройства сирот ведают Гражданский и Семейный кодексы, а также Федеральный закон от 24 апреля 2008 г.
№ 48 «Об опеке и попечительстве».
Стоит отметить, что ряд вопросов, касающихся, в частности, дополнительных льгот и материальной поддержки, регулируется законодательством субъектов федерации. Как Вы считаете, каковы главные причины развода? Не больше 2-х ответов.
- Низкая зарплата мужчины
- Проблемы с разграничением ролей при ведении хозяйства в семье
- Различие в характерах
- Проблемы, связанные с уходом за ребенком
- Проблемы в половой сфере
- Другое
Несмотря на отсутствие нормативного регулирования, правовая доктрина, международные нормы и научная литература позволяют разделить сиротство на несколько категорий в зависимости от оснований его возникновения.
Ученые, как правило, делят сиротство на биологическое и социальное. Поскольку данные проблемы кардинально отличаются и имеют совершенно разный характер и причины, рассмотрим их по отдельности.
Биологическое сиротство – это общественное явление, описывающее образ жизни ребенка, лишившегося родителей по причине их смерти. К слову, именно такие несовершеннолетние воспринимаются законодателем как непосредственно дети-сироты. В общем числе детей, лишенных родительской заботы, биологические сироты составляют лишь 10-12%.
Биологическое сиротство имеет куда более длительную историю существования в России, так как обусловлено естественными факторами.
Наиболее яркие всплески биологического сиротства в РФ имели место в результате внутренних и международных вооруженных конфликтов – революций, гражданских и мировых войн. Теперь разберемся, что такое социальное сиротство.
Согласно научной литературе, это социальное явление, при котором несовершеннолетние остаются без родительской заботы при живых биологических родителях. Это возможно в случаях, когда родители:
- не участвуют в воспитании детей длительное время без уважительных причин и так далее.
- признаны недееспособными или безвестно отсутствующими;
- лишены судом родительских прав;
- отказались от своего ребенка после его рождения (так называемые отказники);
В числе социальных сирот следует также выделять скрытых, «домашних» сирот.
Такая форма сиротства признается научной литературой в случаях, когда несовершеннолетние формально не лишены родительской заботы, однако не получают ее в результате равнодушия и отсутствия интереса к жизни ребенка у родителей, проживающих вместе с ребенком.
Это становится причиной беспризорности, семейных конфликтов и асоциального поведения. Социальное сиротство в России имеет более существенные масштабы, чем биологическое – оно охватывает минимум 85% всех детей, лишенных семейной заботы.
Появление данной проблемы обусловлено падением нравственности в обществе, распространением алкоголизма и наркомании, отсутствием реальной государственной поддержки и профилактики появления проблемных семей и так далее. В связи с этим именно социальное сиротство является одной из приоритетных проблем, с которыми государство планирует бороться в первую очередь.
Социальное сиротство обрело широкие масштабы во время исторического периода распада института сплоченной семьи. Совместный быт представителей разных поколений, вовлеченность старших детей в уход за младшими – все это исключало возможность оставления детей без опеки в случае утраты ими родителей.
В контексте этого обширный масштаб социального сиротства рассматривается научной литературой как следствие двух причин: кризиса института семьи и критического положения непосредственно российских ячеек общества. Первая причина характерна практически для всех стран западной цивилизации.
Ее проявления многосторонни и выражаются в:
- увеличении числа разводов;
- повышении среднего возраста создания семьи и регистрации брака;
- снижении рождаемости и старении населения;
- увеличении числа внебрачных детей;
- распространении однополых отношений и так далее.
- увеличении количества не оформленных по закону браков;
Вторая причина носит специфический характер и имеет широкое распространение именно в России.
Критическое положение российских семей проявляется как:
- отсутствие эффективной политики со стороны государства;
- чрезмерная занятость родителей, исключающая возможность нормального воспитания ребенка, и так далее.
- распространение алкоголизма, наркомании и иных пагубных привычек;
- педагогическая несостоятельность и неготовность молодых родителей к воспитанию детей;
- тяжелое экономическое положение: большинство бедных домохозяйств – это семьи с детьми;
- семейная жестокость – жестокое обращение с детьми как фактор социального сиротства является одной из главных причин лишения родительских прав;
Именно такое критическое положение в совокупности с другими значимыми факторами становится причиной социальных девиаций у родителей – негативных поведенческих отклонений от общепринятых норм. Это выражается в безразличии к судьбе ребенка, пристрастии к пагубным привычкам, асоциальном поведении, отказе от воспитания детей и так далее.
Не секрет, что именно такие родители чаще всего лишаются родительских прав, делая своих детей социальными сиротами. Одним из наиболее тревожных явлений, связанных с судьбой детей, оставшихся без родительской опеки, является вторичное сиротство. Под ним следует понимать отказ от ранее усыновленных или взятых под опеку или попечительство детей их теперь уже приемными родителями.
Такой отказ становится причиной нравственной и психической деградации несовершеннолетнего, во второй раз брошенного пусть и приемными, но родителями. Основаниями для вторичного сиротства могут стать:
- низкая психолого-педагогическая готовность замещающих родителей;
- корыстные побуждения для усыновления или установления опеки и так далее.
- отсутствие невербального контакта и взаимной симпатии;
- противоречия между интересами ребенка и приемных родителей;
- проявление генетических или иных болезней, ранее отсутствующих у ребенка;
Главной причиной данного явления считается слабая профилактика вторичного сиротства со стороны государства. Представляется, что для решения данной проблемы должна быть повышена эффективность работы государственных институтов подбора, подготовки, контроля и сопровождения приемных семей.
В свете существующей проблемы сиротства в России государственная социальная политика направлена не только на защиту прав сирот и их семейное устройство, но и на предотвращение случаев оставления детей без родительской опеки.
Наиболее эффективным инструментом в данном случае считается профилактика социального сиротства органами опеки и попечительства. Она включает в себя психологическую, педагогическую, социальную, правовую, медицинскую, образовательную и иную помощь семьям, имеющим и не имеющим факторов риска неблагополучия. Предоставлением данной помощи занимаются специалисты органов опеки, а также иные специалисты социальных служб – психологи, педагоги, юристы и врачи.
Применяемые ими технологии профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства зависят от степени существующих рисков и аудитории, для которой предназначена профилактика. Среди них следует различать:
- Альтернативное семейное устройство. Если указанные мероприятия не дали положительного результата, а дети не получают полноценной поддержки, органы опеки обязаны поднять вопрос об изъятии ребенка и передаче его в специальное учреждение или приемную семью.
- Технологию раннего вмешательства. Речь идет о ранней поддержке семей, живущих в условиях социального риска – малообеспеченность, безработица, насилие по отношению к ребенку, и так далее. Работа предусматривает более плотное сотрудничество и тесный контакт социальных работников с семьями, находящимися в группе риска. Она может включать в себя семейное индивидуальное консультирование, домашнее посещение, работу с врачами и педагогами, привлечение сторонних специалистов, проведение образовательных и воспитательных тренингов, профилактических бесед и иных мероприятий.
- Технологию первичной профилактики. Речь идет о работе с семьями, не имеющими потенциальных рисков неблагополучия. Такие технологии могут включать медицинские мероприятия, направленные на рождение здоровых детей, медико-социальную помощь беременным, проведение общественных и спортивных мероприятий для поддержки семей, мероприятия, направленные на формирование ответственного родительства, ценностей семейной жизни и так далее.
По результатам своей работы каждая из организаций формирует отчет по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия. Информация, указанная в такой отчетности, позволяет определить позитивные стороны профилактической работы и учесть эффективность применяемых методик в будущем.
Согласно положениям ст. 123 СК РФ, отечественное законодательство предусматривает 4 возможные формы семейного устройства детей, лишенных родительской заботы: усыновление, опека и попечительство, патронат и приемная семья. Если возможность такого устройства отсутствует, ребенок передается на воспитание в организацию для детей-сирот.
Однако в отношении кровных родителей в случае усыновления такие связи теряются. Это, в частности, касается прав и обязанностей, урегулированных разделом IV СК РФ. Так, только после усыновления дети могут наследовать за своими усыновителями в качестве законных наследников, а усыновители получают право присвоить ребенку свою фамилию.
Закон допускает усыновление лишь несовершеннолетних детей, а при достижении ими 10-летнего возраста для этого необходимо их согласие. При этом усыновить ребенка можно лишь при условии наличия на то согласия его биологических родителей, а также соответствия потенциального усыновителя требованиям ст.
127 СК РФ. Читайте подробнее об .
Опекой и попечительством, согласно ст.
2 ФЗ от 24.04.2008 № 48, следует считать форму семейного устройства малолетних и несовершеннолетних детей, лишенных родительской заботы, в целях их содержания и воспитания, а также защиты их прав и интересов.
Отличия данных форм состоят лишь в возрасте детей: опека – до 14 лет, попечительство – 14-18 лет. Опека и попечительство устанавливаются актом органа опеки на основании заявления лица, желающего стать опекуном или попечителем.
Таковыми могут стать лишь совершеннолетние дееспособные лица, соответствующие требованиям ст. 146 СК РФ. При этом близкие родственники детей имеют приоритет при желании стать опекунами или попечителями.
Опекунство часто используется в качестве промежуточной формы перед усыновлением.
Закон различает две формы опеки и попечительства – простая и возмездная. Отличие первой от второй состоит в том, что при второй опекун заключает с органами опеки соответствующий договор, по которому получает вознаграждение.
Ключевой особенностью патроната является разделение воспитательных функций между органами опеки, воспитателем и, возможно, даже биологическими родителями. Как и в случае с обычной опекой, ребенок не обретает никаких родственных связей с воспитателем, а в некоторых случаях даже сохраняет нормальные отношения с кровными родителями.
За ребенком сохраняются все выплаты и льготы, гарантированные ему как сироте. В это же время за его воспитание патронатный воспитатель получает вознаграждение, установленное региональным законом.
Узнайте более подробно о том, что такое . Приемной семьей, согласно ст. 152 СК РФ, признается опека или попечительство над ребенком, осуществляемые по договору между приемными родителями и органом опеки.
Как и в случае с патронатом, родители получают за воспитание детей вознаграждение. Дети-сироты в приемных семьях не обретают со своими родителями родственные связи, находясь у них на воспитании до окончания заключенного договора или достижения совершеннолетия. Максимальное количество детей в такой семье, включая родных, не должно превышать 8 человек.
Все сироты, помещенные в приемные семьи, сохраняют свои ранее установленные льготы и выплаты. К потенциальным приемным родителям предъявляются те же требования, что и к опекунам. Их отбором и подготовкой занимаются органы опеки на основании поданного кандидатами заявления.
Они же контролируют надлежащее исполнение опекунских функций, возложенных на родителя.
Читайте подробнее о . В целях поддержки детей-сирот государство гарантирует им получение материальной поддержки.
Такая поддержка может иметь форму:
- повышенного пособия по безработице;
- материальной помощи на региональном уровне.
- алиментов – если родители живы, но лишены родительских прав;
- пенсии по утере кормильца – в зависимости от стажа родителей может быть назначена трудовая либо социальная пенсия;
- повышенной стипендии;
- компенсации на приобретение одежды, обуви, предметов быта;
- ежегодной компенсации на покупку литературы и канцелярских товаров;
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Время чтения: 6 минут У многих граждан, оформивших опеку над ребенком, нередко возникает Время чтения: 8 минут Права и интересы недееспособных или ограниченно дееспособных лиц нуждаются
Социальное сиротство. проблемы и пути преодоления
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯН.Н.
ЧайковаМДОУ детский сад комбинированного вида №6 «Земляничка»На сегодняшний день одной из важнейших проблем России — это проблема обездоленных детей.
По данным статистики, в 2013 году в стране насчитывается около 700 000 таких детей.
Взрослые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.В настоящее время сиротство приобрело опасную специфику, которая выражается в том, что подавляющее большинство современных сирот (около 90%):— это социальные сироты.Социальные сироты — дети, лишенные попечения родителей, сироты при живых биологических родителях [4, с.15].
Заботу о социальных сиротах берут на себя общество и государство. Впервые понятие «социальное сиротство» обозначил в 1987 г.
на Всероссийской учительской конференции А.А.
Лиханов, заявивший о 400 тыс. российских детей-сирот, 95% которых являются «сиротами при живых родителях».В различных изданиях по социальной работе принято следующее определение понятия «социальный сирота»: это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.Исследования Института детства Российского детского фонда, свидетельствуют о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются: лишение родительских прав, уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей, нахождение родителей в местах заключения, неизлечимая болезнь родителей, а также безвестное их отсутствие.Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых основными являются: сложное социально-экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественному признаку; духовный кризис общества; последовательное, начатое в начале прошлого века, разрушение института семьи.Социальное сиротство — проблема многоплановая, на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости она приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством как первоочередная задача общефедерального уровня.В чем опасность социального сиротства:
- деградация общества –17,6%;
- повторяют путь своих родителей – 12,5%;
- рост необразованности населения – 8,3%;
- нарушение общественного порядка – 58,3%;
- детская смертность – 33,3%;
При определенных различиях и особенностях социальных сирот объединяет их то, что все они при живых родителях фактически не имеют родной семьи, нормального семейного образа жизни.
Дети, лишенные попечения родителей, в большинстве своем становятся воспитанниками государственных образовательных учреждений закрытого типа для детей от младенческого возраста до 18 лет и, как правило, заложниками стрессовой ситуации, отрицательно влияющей на их здоровье и оставляющей глубокий след на судьбе каждого.Сегодня в России существуют следующие формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Помещение ребенка в государственное учреждение: дом малютки, приют, детский дом, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В последние годы органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и г. Москвы принят ряд законов и постановлений, направленных на укрепление института семьи и преодоление сиротства: федеральный законы от 21.12.1996 г.
№ 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
, от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
, от 16.04.2001 г.
№ 44-ФЗ
«О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
, от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», указы Президента «О проведении в Российской Федерации Года семьи», «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».Следует отметить, что предпринятые за последние годы законодательные меры носят не только социально-экономический характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального сиротства. Несмотря на позитивность принимаемых мер, проблема социального сиротства остается крайне острой.Итак, в 2012 году родилось 1896263 ребенка, при этом отказались от 3884 детей (0,2%). Наибольший процент матерей, отказавшихся забирать детей из родильного дома зарегистрирован во Владимирской, Московской, Архангельской области (0,5%); Смоленской, Тверской, Калининградской, Магаданской области (0,6); Новгородской области (0,7%).
Ни одного отказа от ребенка в 2012 году в Брянской, Мурманской, Ростовской, Пензенской, Челябинской, Амурской области; Краснодарском, Пермском, Забайкальском крае; Республики Дагестан, Ингушетии, КЧР, Чеченской республики, Еврейском и Чукотском автономном округе.Причинами отказа от малышей были:1) отсутствие супруга (63-71% от общего числа отказов); 2) низкое материальное положение (61-76%); 3) алкогольная или наркотическая зависимость матери (11-13,5%); 4) отсутствие жилья у матери (3,5-8,7%); 5) болезнь ребенка (1,4-3,6%); 6) несовершеннолетняя мать (1,4-2%); 7) проблемы со здоровьем матери (0,4-3%). Многочисленные исследования, проводимые отечественными психологами (И.В. Дубровина, Г.С. Красницкая, A.M.
Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот. Как считают современные отечественные ученые, это влияет на всю структуру личности ребенка: на эмоциональную сферу, поведенческую, интеллектуальную.
Авторы подчеркивают, что искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, за данность жизни извне, скудность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях сиротского учреждения не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире [2, с.172].В результате у детей не развивается потребность в познании, отсутствует интерес и не развивается социальный интеллект. При отсутствии интересов не развивается собственная активность ребенка и его самоорганизация. Воспитанник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации.
У него складывается пассивное отношение к жизни, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество.
Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм.
Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности.Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса.
Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.Еще один наиважнейший вопрос на пути решения обозначенной проблемы — профилактика социального сиротства.
Дело в том, что мы можем сколько угодно устраивать детей в новые семьи и гордиться успешными результатами, но если не перекрыть «канал поставки», это будет бесконечный процесс [3, с.141].Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:
- Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.
- Совершенствование системы устройства детей-сирот.
- Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.
- Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.
- Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.
- Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.
- Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.
- Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.
- Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.
- Возрождение духовной культуры нации.
- Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.
Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. И одна из самых актуальных — отсутствие квалифицированных кадров.
Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях.
Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов. Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту.
Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей. Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия.
На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же — численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России — приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства — сопровождение и реабилитация неблагополучных семей [1, с.89].
Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению.Число таких семей значительно возрастает, что ведет к увеличению числа родителей, лишенных родительских прав.
По статистике в 2013 году лишено родительских прав 42 000 человек. Семьям, в которых есть угроза социального сиротства необходимо помогать, то есть оказывать поддержку тем родителям, которые готовы встать на путь исправления. Надо понимать, что далеко не у всех хватает сил противостоять тяжелым жизненным обстоятельствам.
Ломаются многие, но я уверена, что за них стоит бороться до последнего.
Ведь одна из наших главных задач — по возможности не лишать людей родительских прав, а приложить все усилия, чтобы малыши оставались со своими родными. И надо надеяться, что эта деятельность приведёт к положительному результату, а не наоборот.Сегодня в поле зрения специалистов в основном попадают семьи с тяжелой степенью неблагополучия, что существенно ограничивает возможности специалистов по оказанию помощи детям и родителям. Причиной сложившейся ситуации является отсутствие механизмов раннего выявления неблагополучных семей и матерей группы риска по отказу от новорожденного ребенка.
Безусловно, более эффективной является работа с семьями в начальной и средней степени асоциальности, с использованием восстановительных технологий. Для работы с тяжелыми неблагополучными семьями должны создаваться многопрофильные службы сопровождения, в состав которых входили бы психологи, социальные педагоги, врачи-наркологи, социальные работники, помогающие семье преодолевать существующие трудности и обеспечивать ребенку нормальные социальные и биологические условия существования. Своевременная поддержка, оказываемая семье, помогает предотвратить развитие кризисной ситуации и помещение ребенка на замещающее попечение.
К сожалению, в нашей стране практически нет структур, которые занимаются родителями, лишенными или находящимися под угрозой лишения родительских прав. Однако опыт показывает, что при целенаправленных усилиях, направленных на восстановление семейных связей, такая работа может быть более эффективной.Требует реформирования, усовершенствования и существующая система государственного устройства детей-сирот, предполагающая создание условий для эффективного сопровождения социально-личностного развития ребенка-сироты в условиях учреждения для детей-сирот и в постинтернатный период.Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов.