Нужна ли лицензия на транспортировку отходов
Оглавление:
Нужна ли лицензия на вывоз ЖБО в 2023 году: цена, как получить разрешение по закону
При жизнедеятельности человека всегда образуются отходы (мусор, отбросы, нечистоты), и немалая их часть – жидкое вещество. Самостоятельно его с частного, дачного, садового участка не удалишь, для этого необходима лицензия на вывоз ЖБО. Поэтому транспортировкой жидкого мусора в 2023 году занимаются ассенизаторы. Когда компания или ИП (индивидуальный предприниматель) хотят наладить деятельность по обращению с бытовыми отходами, им нужна лицензия на ЖБО.
Транспортировка в частном секторе Аббревиатура ЖБО расшифровывается как жидкие бытовые отходы. Это продукты жизнедеятельности человека, они образуются:
- в результате отправления естественных нужд;
- приема гигиенических процедур;
- выполнения работ по дому (мойка посуды, полов, стирка белья, одежды и пр.).
Откачка из биотуалета К такому виду нечистот относят те, которые не сливаются по централизованной канализации в региональные отстойники, а скапливаются в автономных септиках, выгребных ямах участка.
В структуру ЖБО входят испражнения из туалетов, грязная вода, сливаемая с моек, раковин, ванн, душа. В отличие от ТБО (твердые бытовые отходы) стоки содержат жидкую фракцию и дополнительно:
- остатки пищи;
- частички мусора;
- токсичные включения из гигиенических, моющих, чистящих средств.
- технические и органические масла и жиры;
Итог продолжительного скапливания ЖБО – появление сильных миазмов. Есть и реальная опасность образования токсичных газов: аммиачного, метанового, сероводородного и пр.
Перевозка в городе Негерметичный септик, выгребная яма могут загрязнять нечистотами не только окружающее пространство, но и грунтовые воды, ближайшие водоемы.
Несанкционированная утилизация стоков является преступлением, караемым законами России вплоть до уголовной ответственности.
Они установлены нормативным актом
«Критерии отнесения отходов к 1–5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»
.
Они завизированы Приказом Минприроды России № 536. В Челябинской области Данное разделение по классам установлено ст. 4.1 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления».
Класс Степень угрозы отбросов окружающей среде I Чрезвычайно опасны II Высоко опасны III Умеренно опасны IV Мало опасны V Не опасны Обращение с отбросами 5 класса, например ТКО (твердые коммунальные отходы), не требует лицензирования. Для них лицензия на вывоз не предусмотрена.
Но ЖБО относятся к 4 категории опасности. Лицензия на вывоз По положению на 2023 год накапливать подобные отходы можно, не имея лицензии. Однако с 01.01. 2016 вступило в силу Постановление Правительства России № 1062.
Согласно этому документу необходимо получить разрешение на такие виды обращения с ЖБО:
- переработку (утилизацию);
- собирание (в случае с жидкими отходами – это откачка в АС-бочки);
- обезвреживание (обеззараживание жидких бытовых отходов);
- вывоз (транспортирование);
- сортировку жидких бытовых отходов;
- хранение (захоронение, складирование).
Откачка жидких бытовых отходов на дачных участках в Московской области Оформление и получение лицензии, в том числе на вывоз, происходит в ближайшем региональном отделении Росприроднадзора. Ответ на вопрос, требуется ли лицензия на вывоз ЖБО в 2023 году, однозначен.
Услугу откачки и транспортировки жидких отходов предоставляют компании-перевозчики (юридические лица) и частники (индивидуальные предприниматели).
У них на балансе есть собственные или арендуемые автомобили с ассенизаторскими бочками. Перевозка ЖБО в Ленинградской области Не во всех случаях подобные организации предоставляют свои услуги, следуя законным нормативам. Только у некоторых из них есть лицензия на транспортировку ЖБО.
Происходит это потому, что в правовых актах России обозначено 5 категорий опасности нечистот. Для обращения с первыми четырьмя нужно получать лицензию на вывоз.
Вывоз ЖБО в Москве В нем определено, что откачиваемое ассенизаторами содержимое септиков, выгребных ям может одновременно являться:
- сточными водами;
- ЖБО.
Согласно письму, на отнесение жидких отходов к этим видам нечистот 4–5 класса опасности влияет метод их утилизации:
- Откачиваемые ассенизаторами жидкие бытовые отбросы транспортируются до региональных отстойников. Затем, уже очищенная, жидкость сбрасывается в водоемы. В этом случае содержимое септиков считается сточными водами.
Обращение с ними нормирует Водный Кодекс РФ.
- Жидкие отходы откачиваются ассенизаторами и вывозятся ими на мусорные полигоны. Обращение с ними должно регламентироваться ФЗ № 89.Там ЖБО и утилизируются, а не сбрасываются в водоемы. В этом случае нечистоты относятся к ЖБО.
Деревня в Курганской области На практике озвученные варианты возможностей ведут к ситуации, когда перед перевозчиком может стоять нелегкий выбор.
В итоге часть компаний-ассенизаторов составляет договор с владельцем очистных сооружений (региональным Водоканалом). Они доставляют туда нечистоты, оформленные как сточные воды. Другие организации связаны с мусорными полигонами и по документам транспортируют ЖБО.
Организации, когда у нее есть договор с Водоканалом, лицензия на перевозку ЖБО не требуется. В сельской местности Краснодарского края Чтобы получить лицензию на транспортирование ЖБО, компания либо индивидуальный предприниматель обращается в региональное отделение Росприроднадзора. Вот нужный список основных документов, которые туда сдаются:
- Заявление с просьбой выдать лицензию на обращение с опасными отходами.
- Письмо Росстата, подтверждающее, что организация занесена в Единый государственный реестр хозяйствующих субъектов.
- Устав компании, планирующей заниматься вывозом жидких бытовых отходов.
- Справка с данными о работниках, подготовленных на курсах по обращению с опасными отходами.
- Выписка из ЕГРН о постановке на налоговый учет.
- СЭЗ (заключение Роспотребнадзора о соответствии машин экологическим и санитарным требованиям).
- Выписка из ЕГРЮЛ о регистрации юр. лица как компании либо частника как ИП.
- Документ, озвучивающий местоположение (адрес) компании-соискателя. Это может быть копия арендного договора. Либо документ на право владения частной собственностью.
- Квитанция об уплате госпошлины за допуск к вывозу жидких бытовых отходов.
- Документы, подтверждающие наличие должным образом подготовленного оборудования для откачивания и доставки отходов (АС-бочки, цистерны на автомобильной базе).
Вывоз жидких бытовых отходов в Подмосковье В 2017 г.
для всех субъектов РФ была установлена единая сумма оплаты лицензии. Поэтому в 2023 г. изготовление разрешения стоит так же, как и в 2020, 2020 годах: 7,5 тыс.
рублей. То есть соискатели в Москве, Тюмени, Иркутске, Липецке, Краснодарском крае, Республике Татарстан и т. д. платят одинаковую госпошлину за лицензию на вывоз. При положительном решении надзорного органа разрешение на транспортирование ЖБО выдается в течение 45 рабочих дней с момента подачи заявления.
Лицензия на вывоз жидких бытовых отходов не ограничена по сроку и региону действия.
Согласно ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ, Росприроднадзор вправе взимать виды плат, указанные в таблице.
Услуга Стоимость в рублях Оформление лицензии на вывоз 7500 Переоформление разрешения на перемещение ЖБО при смене юридического или физического адреса компании 3500 Повторная выдача лицензии на транспортировку в иных случаях 750 Оформление копии разрешения на перемещение ЖБО при его утере 750 То есть официально, для получения разрешения на вывоз жидких отходов, компания-соискатель должна только оплатить госпошлину. На деле, одной лицензией денежные траты не ограничиваются.
Цена оформления допуска на вывоз ЖБО может включать в себя:
- обучение персонала на курсах обращения с опасными отходами и пр.
- стоимость экологических экспертиз для получения СЭЗ;
- подготовку должным образом сопроводительной документации;
- плату за аренду или приобретение ассенизаторских машин;
Поэтому общие затраты, необходимые для получения лицензии на вывоз жидкого бытового мусора в 2023 г., многократно возрастают. Около гаражей в Саратове Во сколько обходится допуск на вывоз ЖБО в общей сумме, по оценкам экспертов на практике, а также по отзывам на тематических форумах: от 190 тысяч рублей и выше.
Траты для получения лицензии для вывоза и обращения с отходами получаются достаточно ощутимыми. Оценка статьи:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка.
Поделиться с друзьями: Твитнуть Поделиться Поделиться Отправить Класснуть
Лицензия на транспортировку отходов: в каких случаях нужна, как получить и где проверить?
Транспортирование отходов представляет собой один из 6 видов деятельности с отходами. Под транспортировкой понимается перемещение отходов вне границ площадки хранения или накопления. Все ТКО разделены на классы по опасности их воздействия на окружающую среду.
Меры, применяемые для исключения негативного воздействия на окружающую среду перевозимых отходов, оговорены специальными нормами, стандартами и правовыми актами. Лицензия на транспортировку выдаётся лишь в случае соответствия возможностей лицензиата предусмотренным законом требованиям. Предпринимательская деятельность по перевозке отходов без наличия лицензии не допускается.
В статье мы расскажем, что необходимо для получения лицензии на транспортирование отходов и нужно ли ее переоформление в тех или иных случаях. Содержание

Все виды ТКО, которые отнесены к классам опасности с по 4-й, должны перевозиться только компаниями или предпринимателями, имеющими надлежащую лицензию на транспортировку. Жидкие отходы в быту (ЖБО) — это стоки канализационных систем: отработанная вода кухонь, туалетов, ванных комнат, бань.
Как правило, такие отходы образуются в частных домовладениях жителей городов, посёлков и деревень. Подобные отходы не относятся к возвратным, они должны уничтожаться. Они считаются малоопасными, то есть принадлежат к 4-му классу опасности, но для вывоза жидких отходов требуется лицензия, а перевозчики обязаны иметь соответствующие разрешительные документы.
Без лицензии может осуществляться транспортирование отходов 5-го класса, не представляющие опасности. К ним относятся:
- лампы осветительные, кроме .
- , , зола;
- использованные абразивы, изоленты, кабели;
- бумажная продукция, ;
- металлический лом;
- , ;
- ;
- бой кирпича, керамики, гипса;
- котельная накипь;
- бытовой мусор;
Надзорные службы, проверяющие перевозчиков отходов 5-го класса, должны быть уверены, что компания или ИП транспортирует только безопасные отработанные ресурсы.
Для этого транспортники обязаны иметь подтверждающие документы.

Для подтверждения безопасности отходов у транспортной компании должны быть результаты биотестирования перевозимых отходов, в ходе которого в специальных аккредитованных лабораториях определяется морфологический состав отходов.
При этом учитываются 19 параметров соответствия нормативам, включая показатели возможного загрязнения воды, воздуха, почвы.
Подтверждение безопасности оформляется документально, исполнитель заверяет результат своих исследований. В заключении должно быть описание химического и компонентного состава мусора, с которым работает перевозчик. Данный документ подтверждает, что перевозимые отходы относятся к 5-му классу и ограждает предъявителя от штрафов со стороны правоохранителей.
До середины 2016 года лицензирование транспортировки отходов не требовалась. Законодатели вернулись к 2013 году, когда в сфере обращения с отходами произошли некоторые упрощения и послабления законов. Но либерализация не дала позитивного результата, поэтому сегодня лицензирование деятельности по вывозу и другой деятельности с отходами с 1, 2, 3 и 4-го классов опасности обязательно.
Обязательность лицензирования сбора и транспортирования данного сырья обусловлена .
Больше о лицензировании сбора мы рассказывали .
Заказчик или потребитель услуг имеет право потребовать от перевозчика всю информацию о лицензии:
- срок действия;
- номер;
- данные об органе, выдавшем документ.
Отсутствие лицензии является нарушением закона.

Если у перевозчика отсутствует лицензия, но она должна быть, то законом предусмотрены два варианта ответственности.
Государство разделяет административную ответственность при коммерческих перевозках отходов либо без цели получения прибыли.
Случается, что вывоз мусора производится после строительства собственного дома или в других похожих ситуациях, при этом никаких доходов перевозчик не получает, а сам случай разовый, единичный.
Такое нарушение классифицируется по . В данном случае предусмотрены штрафные санкции:
- для руководителей и должностных лиц – штраф от 30 до 50 тыс. р;
- для юрлиц – от 170 до 250 тыс. р.
- для граждан – вынесение предупреждения либо наложение штрафа от 0,5 до 1 тыс. р.;
- для ИП от 30 до 40 тыс. р.;
Если же действия перевозчиков были направлены на получение прибыли, то штраф за транспортировку без лицензии составляет:
- для граждан – от 2 до 2,5 тыс. р. с возможной конфискацией орудий производства, в данном случае – транспорта;
- должностные лица наказываются штрафом от 4 до 5 тыс.
р. с возможностью конфискации;
- для юрлиц предусмотрен штраф от 40 до 50 тыс.
р. с конфискацией либо без неё.

Одним из основных моментов получения лицензии на транспортировку отходов является представление в лицензирующий орган положительного санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ).
Этого требуют и . Для получения СЭЗ лицензиат подаёт заявление в Роспотребнадзор по установленной Регламентом форме. При подаче прилагаются результаты всех видов экспертиз, испытаний и других оценок, в целом этот комплект документов называется экологическим заключением. Экспертизы проводятся центрами гигиены и эпидемиологии либо другими аккредитованными организациями.
Ни один правовой акт или нормативный документ не содержит исчерпывающий перечень запрашиваемых документов для проведения экспертиз. Примерный список этих документов:
- договоры на передачу транспортируемых отходов лицензированным полигонам;
- документы ТС, договора на мойку, техобслуживание, стоянку, о допусках к перевозке опасных грузов;
- для водителей необходимо предоставление факта медицинского освидетельствования, наличие водительского стажа 3 года и более, разрешение на перемещение опасных грузов;
- договоры о поставке специальной одежды и обуви, а также их стирку и химическую чистку;
- заверенные копии документов о профессиональной подготовке руководителей и непосредственных исполнителей работ;
- паспорта и расчёты по классу опасности отходов.
- заверенные надлежащим образом копии договоров на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
- договоры на проведение медосмотров водителей;
- копия программы производственного контроля;
- уставные документы (копии);
- копии трудовых договоров между лицензиатом и работниками, которые будут осуществлять работу с отходами;
- приказы о назначении ответственных за транспортировку отходов лиц;
- копии техрегламентов на перевозку отходов 1-4 класса опасности;
Возможно, заявителя попросят предоставить ещё ряд документов, помимо перечисленных.
В любом случае следует предварительно запросить перечень необходимых документов у исполнителей экспертиз и исследований.

В заявлении соискатель лицензии должен указать:
- заключение СЭЗ;
- квитанция уплаты пошлины;
- координаты или границы территории, где предполагается выполнять работы;
- перечень кодов отходов с разбивкой по классам опасности;
- ФИО, адрес заявителя;
- коды идентификации предприятия, ИП, данные всех свидетельство регистрации;
- номера контактных телефонов и адрес электронной почты.
- тип деятельности;
Заявление в лицензирующий орган подаётся туда, где проходила регистрацию организация или ИП.
Пакет предоставленных документов рассматривается в Росприроднадзоре, процедура рассмотрения занимает от 2-х до 3-х месяцев. При правильном и достоверном оформлении отказов в лицензировании крайне мало.
Обо всех существенных изменениях в деятельности лицензиата, связанных с отходами или местом транспортировки, следует сообщать письменно в течение двух недель в орган, предоставивший лицензию. Наличие лицензии на транспортировку свидетельствует о том, что перевозчик отвечает всем требованиям по безопасному перемещению отходов. Примерно раз в год перевозчик проверяется соответствующими государственными надзорными органами.
Результаты проверок фиксируются в актах. Устранение обнаруженных нарушений должно проводиться в строго отведённые сроки.
В противном случае лицензирующий надзорный орган может приостановить действие лицензии либо аннулировать её через суд.
При неуплате лицензионного сбора на протяжении 3-х месяцев разрешение может быть аннулировано.
Государственная пошлина на получение лицензии на транспортировку отходов составляет 7500 р. Лицензия выдаётся без срока действия и не требует переоформления через какой-либо промежуток времени.
Переоформлять документы придётся лишь в случае законодательных изменений или серьёзных нарушений со стороны лицензиата.

Иногда при заключении договоров на вывоз мусора следует проверить контрагента на наличие лицензии. Такое же действие выполняется обязательно в случае приобретения компании с действующей лицензией. Проверку можно осуществить двумя способами.
Первый — зайти на официальный сайт Росприроднадзора в , в том числе на вывоз отходов. Вся процедура проверки доступно и понятно изложена на сайте. Иной способ – найти и просмотреть нужную информацию в , для чего достаточно забить запрос в форму поиска.
В этом видео речь идет о том, нужна ли лицензия на сбор и транспортировку тех или иных видов отходов, и как ее получить: При надлежащем отношении к делу и понимании требований лицензирующей организации получение лицензии на сбор и транспортирование отходов не составляет большого труда. В плане времени на сбор всех необходимых бумаг от первых шагов до получения документа может пройти до полугода.
Этот срок реален как при самостоятельном сборе всех документов, так и при обращении в соответствующие компании.
Стоимость лицензии, конечно же, не ограничивается лишь оплатой госпошлины. При работе с посредниками лицензия может стоить около 300 тыс.
р., при самостоятельном сборе документации стоимость может быть на порядок ниже. Похожие статьи по теме
Лицензия на обращение с отходами: кто должен получать и как это сделать?
Природоохранное законодательство РФ предусматривает необходимость лицензирования любой деятельности, связанной с обращением опасных отходов. Регламентируется это требование в первую очередь ФЗ-99 от 04.05.2011г.
«О лицензируемых видах деятельности». Принятие решений о выдаче бессрочных лицензий на обращение с опасными отходами и контроль деятельности предприятий, получивших ранее лицензию, возлагается на органы Росприроднадзора РФ. Получить лицензию на обращение с отходами могут как юридические лица, так и частные предприниматели.Когда необходимо получать лицензию на обращение с отходами?Чтобы понять, нужна ли предприятию лицензия на обращение с отходами, необходимо ответить на 2 простых вопроса.Вопрос №1 – С какими именно отходами работает предприятие?Дело в том, что в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 511 от 15.06.2001 и ст.
4.1 закона №89-ФЗ «Об отходах» государство выделяет 5 классов опасности отходов. В этой классификации отходы 5 класса считаются практически неопасными, в то время как отходы 1 класса относятся к категории чрезвычайно опасных.
Лицензированию подлежит только деятельность предприятий, в ходе работы которых происходит обращение отходов 1-4 категории опасности.Чтобы определить, под какой класс опасности подпадают отходы на вашем предприятии, необходимо обратиться к Федеральному классификационному каталогу отходов, который находится в публичном доступе. Там четко расписано, какие виды отходов подпадают под каждый класс опасности. Если, интересующий вас вид отходов, не внесен в каталог, природопользователь должен направить соответствующий запрос в территориальное подразделение Росприроднадзора РФ по месту ведения хозяйственной деятельности.
В приказе Минприроды РФ №541 от 05.12.14г. установлен порядок присвоения новым отходам определенного класса опасности. Если окажется, что отходы вашего предприятия подпадают под 5 категорию, в лицензировании деятельности нет необходимости.Вопрос №2 – Какими видами деятельности по обращению отходов занимается предприятие?В законе ФЗ-99 от 04.05.2011г.
«О лицензируемых видах деятельности» предусмотрено, что лицензия должна быть получена на транспортировку, сбор, размещение, обработку, утилизацию и обезвреживание отходов.
При этом, например, накопление отходов не подпадает под действие закона и не подлежит обязательному лицензированию. В чем же разница между процессами размещения и накопления отходов?
По закону, временное складирование отходов любого класса опасности сроком до 11 месяцев считается не сбором и размещением, а накоплением. Если же хранение отходов 1-4 класса опасности продолжается более 11 месяцев, предприятие должно получить соответствующую лицензию.Если в ходе проверки деятельности предприятия, природоохранные органы выявят нарушения максимального срока накопления отходов, на предприятие будут наложены штрафы в соответствии со статьей 14.1 (п.2) КоАП РФ. Кроме соблюдения сроков накопления отходов, природопользователь должен обратить внимание на соблюдение следующих законодательно установленных аспектов:
- Если предприятие занимается временным хранением (накоплением) опасных отходов, оно должно позаботиться об обустройстве специальной площадки с учетом требований статьи 51 закона №7-ФЗ от 10.01.02г. «Об окружающей среде» и статьи 22 закона №52-ФЗ от 30.03.99г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Цель временного хранения отходов должна предполагать их последующую передачу уполномоченными организациям, утилизацию или размещение.
Лицензионные условияЕсли юридическое или физическое лицо планирует получить лицензию на обращение с опасными отходами, оно должно выполнить ряд лицензионных условий, установленных Правительством РФ в Постановлении №1062 от 03.10.15г.
Среди прочих, к природопользователю предъявляются такие требования:
- В том случае, когда лицензия необходима для сбора, размещения, утилизации и обезвреживания отходов, в собственности или долгосрочной аренде лицензиата должно быть специальное здание или помещение, а также необходимый комплекс оборудования, разработанного специально для этих целей.
- Если физическое или юридическое лицо планирует получение лицензии на транспортировку отходов, в его собственности или в аренде должно быть специальное транспортное средство, оборудованное защитными приспособлениями и установленными законодательно знаками.
- Если на предприятии вводится технология повторной переработки отходов, подавать заявление в органы Росприроднадзора следует на получение лицензии на утилизацию опасных отходов. Дополнительным требованием в этом случае станет прохождение самим лицензиатом и сотрудниками, которые будут работать с опасными отходами, специальной профподготовки. Это необходимо для обучения персонала правилам безопасной работы в области утилизации и переработки опасных отходов.
Если все лицензионные условия выполнены, соискателю необходимо составить заявление по установленной форме и собрать пакет документов для Росприроднадзора.
Этот пакет включает большой перечень документов, подтверждающих государственную регистрацию предприятия или ИП, законность и обоснованность ведения хозяйственной деятельности, описание технологической схемы предприятия, графические схемы объектов, связанных с обращением опасных отходов и т.д.
Документы и заявление подаются в территориальный орган Росприроднадзора, который и принимает решение относительно выдачи лицензии соискателю. Кроме того, за лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами природопользователю придется уплатить госпошлину на основании п.1 пп.92 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ в размере 7,5 тысяч рублей.Получение лицензии на деятельность связанную с обращением опасных отходов – сложный, кропотливый и продолжительный процесс. Чтобы избежать отказа в выдаче лицензии и правильно собрать и оформить все необходимые документы, следует доверить эту работу профессионалам в области экологии природоохранного законодательства.
Специалисты компании «Экобезопасность» в кратчайшие сроки соберут и получат все необходимые документы, грамотно составят заявление и пройдут за вас все этапы получения лицензии.
2018-05-17
Как оформить лицензию на обращение с отходами: документы, этапы получения и стоимость
Хозяйствующие субъекты обязаны регулярно избавляться от образующихся отходов. Но просто так, бесконтрольно вывозить мусор на свалки, сжигать или закапывать нельзя. Все процессы обращения с ним регулируются государством.
Существующими нормативными актами установлено, что работа с опасными отходами является лицензируемой. Выполняющие ее организации должны иметь разрешительный документ, соответствовать законодательно установленным требованиям.
Далее речь пойдет о следующих нюансах:
- нужна ли лицензия на разные группы отходов;
- как самостоятельно оформить лицензию на обращение с отходами, этапы получения;
- сколько составляет срок действия.
- какова стоимость лицензирования деятельности;
- кто выдает разрешительные документы;
- как происходит процедура разработки;
Содержание Масштабность и повсеместность образования отходов приводит к тому, что неправильное обращение с ними наносит ущерб природе, может стать причиной ухудшения здоровья людей.
Чтобы не допустить этого, для всех его участников действуют единые правила, условия, стандарты. Одним из способов контроля за выполнением установленных требований является лицензирование деятельности с опасным мусором.
С его помощью нарушения законодательства:
- выявляются — лицензиат обязан работать по закону, на основании полученного документа;
- пресекаются — разрешение может быть приостановлено, отозвано.
- предупреждаются — соискатель должен выполнить условия получения лицензии;
Прохождение лицензирования подтверждает специальный документ — лицензия. Она разрешает лицензиату заниматься указанными в ней видами работ на определенных объектах.
Сведения о выданных разрешающих документах, а также об их приостановлении, аннулировании размещены в реестре лицензий. Этот государственный ресурс является открытым и актуальным. Любой желающий, обратившись на сайт Росприроднадзора, может получить данные о правомерности субъекта заниматься мусором.

Процесс обращения с ликвидируемыми веществами состоит из 6 этапов. Специальное разрешение выдается отдельно на каждый из них.
При этом, если компания занимается несколькими видами работ, то они указываются в одной лицензии. Виды деятельности с отходами, на которые требуется лицензия:
- — сортировка, извлечение полезных компонентов;
- — уменьшение массы и объема отходов, нейтрализация вредных элементов;
- — повторное использование в виде рециклинга, регенерации, рекуперации;
- — длительное хранение для последующей утилизации или захоронение не пригодных для вторичного использования остатков.
- — перевозка между территориями различных этапов работы;
- — прием мусора, временное складирование на территории его собственника;
Разрешение необходимо для обращения с компонентами, относящимися к 1-4 классам опасности. Оно является основанием для , выбора технологических способов утилизации.
Если по результатам биотестирования группа отходов относится к , то для работы с ними лицензия не нужна.
Получить документ могут предприятия и ИП, соответствующие лицензионным требованиям, планирующие заниматься одним, несколькими видами или полным циклом работы с отходами. Лицензия необходима таким субъектам, если:
- утилизация, захоронение или транспортирование к местам переработки своего мусора от основной, офисной-бытовой деятельности своими силами выгоднее, чем оплата аналогичных услуг специальных организаций.
- они созданы специально для постоянного обращения с чужими отходами;

Ответственным за лицензирование работы с мусором является федеральная служба Росприроднадзор.
Ее региональные подразделения оказывают организациям и ИП госуслугу по разработке и выдаче лицензии.
Эта процедура также предполагает действия с уже имеющимся документом:
- предоставление дубликата или копии.
- переоформление;
- аннулирование;
Процедура лицензирования деятельности с отходами регламентирована Приказом МПР РФ от 1 июля 2016 г. № 379. Основанием для ее начала является подача соискателем в терорган Росприроднадзора заявления и необходимого пакета документов.
Ведомство может принять отрицательное решение и не выдать лицензию по основаниям:
- при проверке установлено, что соискатель полностью или частично не соответствует лицензионным требованиям.
- в заявлении или прилагаемой документации имеются ошибки, недостоверные данные, искаженные сведения;
Заявителями выступают юрлица, предприниматели или действующие по доверенности их представители. Заявление заполняется по установленной форме от имени руководителя, содержит информацию:
- подтверждение оплаченной госпошлины;
- ФИО, адрес, данные паспорта, ОГРНИП — для ИП;
- виды и адреса мест осуществления планируемой деятельности;
- наименование, адрес, организационно-правовая форма,ОГРН — для организаций;
- перечень видов отходов, их классификация по ФККО;
- телефон, электронная почта.
- реквизиты санэпидзаключения о соответствии СанПиН зданий, помещений, оборудования;
- реквизиты разрешения на строительство объекта или его ввод в эксплуатацию, полученные в 2007-2008 гг., заключения экспертизы экологов по документации — при намерении заниматься обезвреживанием, размещением;
- ИНН;
Вместе с заявлением подаются документы или их копии: Документ Сбор Перевозка Обработка Утилизация Нейтрализация Размещение о праве собственности на сооружения, участки, здания, помещения или владении ими по иным основаниям (если права зарегистрированы в ЕГРН, то реквизиты документов) + + + + + о наличии специального оборудования, установок в собственности, аренде, лизинге + + + о наличии транспортных средств, оборудованных для перевозки мусора + сертификаты о прохождении работниками организации, непосредственно занимающихся работой, и ИП спецучебы в аккредитованных организациях + + + + + + выписка из приказа юрлица о назначении штатного работника ответственным за допуск к деятельности с отходами + + + + + + доверенность, если заявка подается представителем + + + + + + опись документов + + + + + +

Остальные необходимые для принятия решения документы подразделение Росприроднадзора запрашивает самостоятельно у других организаций в рамках межведомственного взаимодействия. Для ускорения рассмотрения заявки соискатель вправе предоставить копии дополнительных бумаг:
- Экологические, санитарно-эпидемиологические заключения, разрешение на строительство или ввод помещения в эксплуатацию — при необходимости.
- Сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП —для организации или ИП соответственно.
- О перечислении в бюджет госпошлины.
- Выписки из ЕГРН о правах на движимое и недвижимое имущество, необходимое для работы.
Соискатель может подать заявку одним из способов:
- с помощью представителя;
- через сайт.
- лично;
- почтовой связью;
Рассмотрение ведомством полученных бумаг, принятие решения подчиняется регламенту:
- Если нарушения не устраняются за установленный период, то документы возвращаются соискателю без рассмотрения.
- На проверку наличия необходимых документов, правильности заполнения заявления отводится 3 дня.
При выявлении нарушений заявителю направляется требование об устранении их в месячный срок.
На это время лицензионные материалы остаются у получателя.
- Документы принимаются по описи и регистрируются.
- В один день распорядительный документ подписывается лицензирующим органом и размещается в едином реестре.
- Проводится документальная проверка представленной информации на полноту и правильность, соответствия заявителя установленным лицензионным требованиям.
- Если документы в порядке, то они рассматриваются по существу. Начинается формирование лицензионного дела.
- По итогам проверки принимается решение выдавать лицензию или нет. Оно оформляется приказом или распоряжением тероргана.
Разрешительные документы оформляются на бланках строгой отчетности, имеющих специальную защиту от подделок.
При этом, если в заявлении было указание о выдаче электронной лицензии, то она оформляется в виде электронного документа, подтвержденного электронной подписью.

За оформление лицензии обязательна уплата государству пошлины. Ее стоимость установлена НК РФ, едина для всех регионов и составляет 7,5 тыс.
руб. Оплачивается до подачи документов. Уплаченную сумму можно вернуть в случаях:
- возврата заявления без рассмотрения.
- отказа лицензиата от подачи заявки;
При отказе в выдаче лицензии стоимость пошлины не возвращается. Государственная лицензия выдается без указания срока окончания действия.
Она действительна на весь период, в который лицензиат занимается видами работ, указанных в ней. Если такая работа прекращается, то не позднее 10 рабочих дней после получения об этом заявки Росприроднадзор аннулирует свое разрешение.
Максимально установленный срок принятия Росприроднадзором положительного или отрицательного решения составляет 45 рабочих дней. Срок начинает считаться с даты предоставления соискателем правильно заполненного заявления и всех необходимых документов. Лицензия вручается лично или направляется заявителю заказным отправлением не позднее 3-х дней после ее оформления.
При отрицательном решении выдается письмо-уведомление с указанием причин отказа, ссылками на нормативные положения или реквизитами акта проверки.

Лицензированием предусмотрено изменение действующего разрешения. Оно выполняется Росприроднадзором при поступлении заявления о переоформлении и соответствующих документов.
Причинами подачи такого заявления являются обстоятельства заявителя:
- юрлицо реорганизуется путем слияния, преобразования, у него меняется адрес местонахождения, наименование;
- появляется намерение выполнять другие виды деятельности с отходами по указанным в лицензии адресам;
- прекращаются работы по одному или нескольким адресам;
- предприниматель меняет ФИО, паспорт, место жительства;
- меняются адреса мест лицензируемых видов работы;
- не выполняются один или несколько лицензируемых видов работ.
В первых двух случаях решение принимается не позднее 30 рабочих дней со дня регистрации документации.
Госпошлина за выполнение этих действия составляет 3,5 тыс.
руб. В остальных случаях лицензия переоформляется за 10 рабочих дней.
Пошлина оплачивается в сумме 750 руб. Лицензия является государственным документом, подтверждающим, что ее обладатель своей деятельностью по переработке отходов не наносит дополнительного вреда окружающей среде.
Это достигается наличием у него помещений, транспорта, оборудования, специально приспособленных к такой работе. При обращении с ликвидируемыми веществами применяются соответствующие технологии, минимизирующие их токсическое влияние.
Основное при оформлении лицензии — это тщательное изучение и выполнение предъявляемых требований, правильное проведение подготовительных мероприятий.