Как посчитать учет износа по осаго
Как рассчитывается износ по ОСАГО в 2020 году?
» Для расчета износа по обязательному страхованию у страховых компаний существует несколько различных методик. Вне зависимости от того, какая из них используется, наибольшее влияние оказывают следующие факторы:
- дата выпуска автомобиля;
- срок эксплуатации поврежденной детали, только если по ней есть конкретная информация.
- пробег;
При расчете наибольшее влияние часто оказывается именно временем изготовления транспортного средства. В результате всего за год размер потенциальной компенсации может уменьшиться на 8%. Если в результате ДТП были повреждены шины, то по страховке с учетом износа вы сможете получить минимум средств, если они были куплены давно.
Для свежих покрышек следует хранить документы, подтверждающие дату их приобретения. Также на размер компенсации по шинам влияет:
- высота рисунка протектора у новой шины;
- законодательно установленная минимальная высота рисунка протектора.
- текущая высота рисунка протектора;
Поэтому, если у вас старый автомобиль, но шины были куплены недавно – сохраните на них документы. Тогда вы сможете получить за них полную компенсацию.
Износ запчастей автомобиля по ОСАГО, можно посчитать самостоятельно или при помощи онлайн калькуляторов для расчета страховых выплат с учетом процента амортизации. Ниже будет разобран каждый из этих способов. Итак, чтобы рассчитать износ по «автогражданке» на онлайн калькуляторе, потребуется ввести следующие данные:
- пробег автомобиля, на дату дорожно-транспортного происшествия;
- высота протектора шин на дату дорожно-транспортного происшествия.
- дата выпуска транспортного средства;
- вид транспортного средства;
- дата, когда произошла авария;
Введя все указанные выше данные, можно получить общий износ деталей автомобиля, износ аккумулятора машины и износ покрышек.
Чтобы рассчитать износ машины самостоятельно, придется воспользоваться формулой, которая определена единой системой просчета, установленной Центробанком России. Полученное значение покажет износ деталей в процентах.
Износ по ОСАГО, начисляется на все запчасти транспортного средства, кроме определенного законом списка. В этот список входит следующее:
- Ремень безопасности, а также все его компоненты.
- Компоненты и узлы управления рулевым колесом.
- Воздушные подушки безопасности водителя и пассажиров.
- Компоненты и узлы системы сцепления транспортного средства.
- Компоненты и узлы пневматической, электронно-пневматической и гидравлической тормозных систем.
Для того, чтобы рассчитать износ по ОСАГО, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые можно найти на просторах Интернета, или формулой. По ней легко определить процент износа комплектующего изделия.
При расчете через калькулятор на сайте потребуется ввести следующие данные:
- тип транспорта;
- когда произошла авария;
- высота протектора шин.
- величина пробега на тот момент, когда было происшествие;
- дата выпуска ТС (эту информацию можно найти в ПТС);
В нее нужно подставить:
- е — основание логарифма (берется 2,72);
- Lки — сама величина пробега (берется значение в тысячах км).
- ΔL — коэффициент, рассчитываемой исходя из величины пробега ТС;
- Тки — сам срок эксплуатации (определяется в годах);
- ΔТ — коэффициент, который рассчитывается в зависимости от срока эксплуатации;
Где взять сами коэффициенты? Они перечислены в таблицах и зависят от типа и марки самого автотранспортного средства.
Законом установлен максимальный размер износа автомобиля по ОСАГО. Он составляет 50%. Ранее его повысили до 80% от цены запасной части. Это очень уменьшало размер выплачиваемого страхового возмещения.
Если СК отказывается учитывать этот фактор, то ее вполне можно привлечь к судебному разбирательству. Единая методика расчета ущерба (ЕМРУ) — это специальный метод, с помощью которого можно рассчитать размер страховой компенсации по ОСАГО.
Фактически ЕМРУ представляет собой совокупность формул. Единая методика расчета регулируется следующими документами:
- Федеральный закон № 433-П. Представляет собой дополнительный нормативный документ, который регулирует правила проведения независимой экспертизы, с помощью которой можно оценить размер ущерба и установить некоторые детали аварии.
- БЦЗ. Представляет собой электронную базу данных, в которой хранится информация о стоимости тех или иных запчастей к большинству транспортных средств.
- Федеральный закон № 432-П. Представляет собой основной нормативный документ, в соответствии с которым рассчитывается размер денежной компенсации.
Проблема заключалась в том, что эти методики плохо согласовывались друг с другом, что приводило к путанице. Еще одной проблемой было то, что разные методики давали разные результаты, а размер рекомендуемых выплат при использовании различных методик мог отличаться в 2-3 раза.
Из-за такой неразберихи многие недовольные автовладельцы подавали в суд на страховую компанию, а в 2013 году перед принятием закона количество подобных судебных исков составляло более 600 тысяч. Принятие ЕМРУ позволило решить множество проблем:
- Уменьшение нагрузки на судебные органы.
- Повышение надежности страховых компании.
- Унификация расчетов.
- Увеличение уровня прозрачности между страховыми компаниями и автомобилистами.
- Стабилизация экономической модели ОСАГО.
ЕМРУ представляет собой документ, с помощью которого можно рассчитать стоимость страховой компенсации.
- 7 основных глав, которые содержат основную информацию о расчете страховой компенсации по ОСАГО.
- Также существует специальная электронная база данных, которая содержит информацию о среднерыночной стоимости деталей. Называется эта база данных БЦЗ.
- 10 приложений, которые содержат некоторую дополнительную информацию (поправочные коэффициенты, список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа, размер среднегодового пробега автомобилей и так далее).
Единую методику расчётов ущерба могут использовать следующие лица:
- Судебные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.
- Сертифицированные экспертные организации (в том числе независимые).
- Частные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.
- Страховые компании и их официальные представители, которые имеют право проводить осмотр поврежденных транспортных средств.
Единая методика расчета ущерба содержит информацию о том, как правильно рассчитать размер страховой компенсации.
Для расчетов используется следующая формула:
- СД — это стоимость деталей, которые подлежат замене.
- СМ — это стоимость материалов.
- СР — это стоимость ремонта.
- Если общий размер компенсации превышает стоимость нового автомобиля той же марки и модели, то страховая компания выдаст деньги не на ремонт, а на покупку нового автомобиля. Зачастую этот подход используется, когда повреждений так много, что гораздо дешевле купить новую машину, чем ремонтировать старую.
- Также следует помнить, что при расчете стоимости деталей (СД) следует учитывать износ. Для этого необходимо расчитать поправочный коэффициент по специальной сложной формуле; после этого нужно от единицы отнять этот коэффициент, а получившийся результат следует умножить на параметр СД. Следует понимать, что поправочный коэффициент будет всегда меньше единицы, поэтому полную рыночную стоимость поврежденной детали вам не вернут. И это справедливо — ведь со временем многие детали изнашиваются, а если вы попали в аварию, то страховая компания должна лишь компенсировать рыночную стоимость старой детали.
- РК = СР СМ СД.
- Учитываются только те повреждения, которые были нанесены вследствие ДТП. Если, например, машину кто-либо поцарапал до ДТП, то страховая компания не будет давать деньги на закрашивание царапины.
- При расчете стоимости работ (СР) и материалов (СМ) учитывается дата и регион аварии.
- Расчет СР и СМ происходит на основании нормативов, указанных в приложении №3.
- РК — это общий размер компенсации.
- При расчете этих показателей учитывается среднерыночная стоимость деталей, материалов и ремонтных работ. Максимальная степень отклонения от среднерыной стоимости может составлять не более 10%.
Чтобы определить показатель степени изношенности узла используется особая формула (см. постановление № 432 от 19.09.2014). Расчеты ведутся в процентах, с использованием нескольких показателей.
Точный расчет износа включает следующие критерии:
- пробег;
- дату начала эксплуатации;
- тип застрахованного авто;
- дату страхового случая;
- высота протектора.
Информация о начале использования машины указана в ПТС, а если точная дата не определена, за исходную точку берут 1 января. Дата страхового случая определяется по документу из ГИБДД (справка, извещение о происшествии). В формуле расчета естественного старения комплектующего элемента для транспорта используется основание натуральных логарифмов (значение е ≈ 2,72), а также следующие величины:
- ΔT – коэффициент влияния длительности использования поврежденной детали, узла, агрегата;
- Tки— период срок эксплуатации;ΔL– коэффициент износа по пройденному километражу с использованием расчетной детали;
- Lки – пройденный до аварии пробег ТС.
Достаточно часто, при компенсации ущерба за ремонт после ДТП, выплаченной суммы не хватает на полное восстановление транспортного средства.
Чаще всего это связано с износом автомобиля. Данный момент заметно влияет на размер компенсируемых средств.
В итоге, автомобилисты, чей автомобиль имеет возраст старше 3 – 5 лет, вынуждены добавлять свои кровные средства для полного ремонта, даже при условии, что они не являются виновником происшествия. Для расчета износа по ОСАГО применяются специальные формулы, что присутствуют в положении о расчете размера компенсации материального ущерба за ремонт, которое вступило в силу с сентября 2014 года и имеющего номер 432.
Расчет износа транспортного средства распространяется лишь на те детали и агрегаты, что будут подвергаться замене после совершения ДТП. Если же они могут быть восстановлены, то износ не учитывается. Таким образом, износ рассчитывается на запасные части, покрасочные и иные ремонтные работы.
Стоит отметить, что любой расчет суммы выплаты производится в день, когда было совершено ДТП, а не в момент проведения оценки ущерба. Формула расчёта, его методика и применяемые коэффициенты регламентируются Положением Центробанка № 432-П от 19 сентября 2014 года.
При определении степени амортизации конкретного автомобиля независимые эксперты учитывают в своих калькуляторах две позиции.
- Пробег автомобиля на момент страхового случая.
- Срок службы детали, выраженный в количестве лет эксплуатации.
Кроме того, в формуле используется специальный коэффициент, учитывающий влияние на амортизацию детали срока службы и пробега транспортного средства.
Его значения указаны в Приложении № 5 к Положению Центробанка № 432-П. Также в формуле могут быть применены коэффициенты дополнительной амортизации детали при наличии следующих факторов:
- трещины, сколы или потёртости стёкол, зеркал и световых приборов, занимающие больше десяти процентов их площади;
- повышенная коррозия, не свойственная детали;
- дефекты ЛКП, занимающие больше десяти процентов площади детали;
- повреждения неокрашенной пластиковой детали, если они не относятся к страховому случаю.
- повреждения облицовки и кузова, занимающие больше десяти процентов площади детали и не относящиеся к страховому случаю;
- следы ремонтных работ, выполненных с нарушением технологии;
- ремонтные вставки и врезки при восстановлении детали;
Есть в Положении Центробанка № 432-П и положительные для автовладельцев моменты.
В частности в Приложении № 7 приводится обширный перечень деталей, замена которых оплачивается без учёта износа. В их числе подушки и ремни безопасности, различные элементы системы торможения и рулевой системы. Выполнение расчета износа конкретной части автотранспорта, как и проведение экспертизы стоимости восстановительного ремонта возможно лишь специализированной организацией (а равно и индивидуальным экспертом), имеющей соответствующий допуск на осуществление данного вида работ.
При наличии судебного спора сам судья назначает лицо, которое будет осуществлять данный расчет (с учетом обозначенных требований), тогда такое лицо будет называться судебным экспертом. На износ деталей автомобиля влияют различные факторы, будь то:
- Проведение ремонтных работ или замена запасной части на новую.
- Дата выхода автомобиля с конвейера.
- Технические параметры детали (например, сплошная коррозия).
- Качество ремонта (если таковой когда-либо проводился).
- Срок эксплуатации конкретной детали.
- Категория транспортного средства.
- Марка автомобиля и др.
- Пробег (в соответствии с показаниями одометра).
Расчет износа должен производиться экспертом с учетом требований озвученного нормативного правового акта Банка России, методических рекомендаций для судебных экспертов в этой области знаний и иными официальными исследованиями и рекомендациями.
Выполнение необходимых подсчетов должно осуществляться в соответствии с утвержденными правовым актом Центробанка формулами. Они различны для деталей, узлов, агрегатов и шин транспортного средства. П. 4.1 Положения:
- где: Ики – износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (процентов);
- Lки– пробег транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия (тысяч километров).»
- Тки– срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (лет);
- e – основание натуральных логарифмов (e≈2.72);
- ∆L– коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего (детали, узла, агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;
- «Износ комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) рассчитывается по следующей формуле:
- ∆Т– коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) его срока эксплуатации;
- Ики = 100 x (1 – е-(∆ТxТки ∆LxLки)),
Коэффициенты из формулы берутся на основании приложения 5 указанного правового акта и зависят от марки транспортного средства и категории, к которой оно относится (В, С и др).
Иные данные содержатся в технической документации машины и на ее приборах (одометре). В связи с тем, что данная формула не может учесть некоторые индивидуальные характеристики той или иной периферии, то предусматривается возможность начисления так называемого индивидуального износа (сформировавшего, например, в результате неквалифицированного ремонта). П. 4.5 Положения:
- Ндоп – минимально допустимая высота рисунка протектора шины в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (миллиметров).»
- Нф – фактическая высота рисунка протектора шины (миллиметров);
- где: Иш – износ шины (процентов);
- Нн – высота рисунка протектора новой шины (миллиметров);
- «Иш=(Нн-Нф)/(Нн-Ндоп)*100%,
При этом учитывается также показатель срока изготовления данного элемента: на 3-5-летние износ должен быть увеличен на 15%, а на шины старше пятилетнего срока начисляются дополнительные 25% износа.
- Ремонт вместо денежной компенсации. Вместо выплаты компенсации потерпевшей стороне, компания будет оплачивать непосредственные затраты на ремонт. Но, есть ряд исключений, в которых предусмотрено денежное восстановление:
- ремонт требует более чем 400 тыс. руб.;
- страховку покрывает международная компания;
- страховая компания не имеет возможности для проведения восстановительных мероприятий;
- авария задокументирована без участия полиции и сумма взыскания выше 100 тыс.
руб.;
- авто уже не подлежит ремонту.
- урон нанесен иному виду имущества;
Приложение № 6 Методики оговаривает повышающий коэффициент для деталей, узлов и агрегатов, которые находятся в худшем — по отношению ко всему транспортному средству — состоянии.
На некоторые детали не может быть начислен износ (его значение равно нулю) в силу того, что при любом их повреждении дальнейшая эксплуатация не допускается законом, в том числе правилами дорожного движения. К таковым деталям относится большинство частей подушек безопасности и прочие детали, при повреждении которых не допускается эксплуатация транспортного средства, в том числе:
- Детали сцепных устройств и др.
- Ряд элементов рулевого механизма.
- Элементы тормозов пневматической и гидравлической системы.
- Ремни безопасности и их крепления.
- Индикатор неисправности тормоза.
Сумма компенсации расходов на ремонт регламентируется сразу несколькими законодательными актами и нормативами.
Возмещению подлежат затраты на услуги автомастерской, расходные материалы, детали, узлы.
Так как страховщик заинтересован в минимизации сумм компенсации, есть риск того, что расчет возмещения может быть занижен по многим основаниям, включая неправильное применение показателя того, насколько авто изнашивался перед аварией. Автомобилисту, намеренному добиться верного исчисления компенсации по автострахованию, следует руководствоваться следующими актами:
- Закон №40-ФЗ (ст. 12) в последней редакции;
- Положение о Правилах ОСАГО №432-П.
Так как при ремонте возникает необходимость замены новыми изношенных деталей, вышедших из строя в момент ДТП, возникла необходимость создания особого регламента, позволяющего правильно определить и учесть износ.
Данный документ представляет собой единую методику, утвержденную Центробанком (см.
Положение №432-П) и вступившую в силу в 2014 году. Если выявлен износ деталей, нуждающихся в замене после страхового случая, сумма компенсации снижается на показатель износа, определяемый индивидуально. Иногда некачественная работа с нарушением технологий по ремонту или покраске авто может стать поводом для снижения компенсируемых затрат, как в случае повышенной коррозии отдельных элементов, когда может применяться понижающий показатель в 25%.
Российским союзом автостраховщиков регулярно актуализируются справочники, позволяющие определять среднюю стоимость какого-либо изделия на определенную дату.
Для того, чтобы узнать актуальную для конкретного случая среднюю ценю необходимо следовать следующему алгоритму:
- Ввести капчу (цифровой или буквенный код).
- Нажать кнопку «отправить запрос».
- На загрузившейся странице заполнить дату получения повреждений (или иную необходимую).
- Указать марку автотранспорта и номер запчасти (он обычно указывается на самой детали, также номер можно узнать у производителя или официального дилера).
- В верхнем меню выбрать раздел «ОСАГО».
- В левом меню перейти по пункту «Проверка средней стоимости…».
- Перейти на официальный сайт союза автостраховщиков.
- Выбрать экономический регион, в котором проводится экспертиза.
Если все сделано правильно, то средняя стоимость появится на экране монитора компьютера незамедлительно. Когда необходимо узнать стоимость более 3-х деталей, потребуется отправить несколько запросов в связи с соответствующими ограничениями на сайте. Полный перечень таких деталей обозначен в самостоятельном приложении под номером 7 правового акта Банка России.
Процент износа по ОСАГО не начисляется на определенные виды деталей из-за того, что при любом их повреждении эксплуатация автомобиля запрещается законом РФ и правилами дорожного движения. Не учитывается процент износа на следующие детали:
- все элементы рулевого управления (наконечник, трубопроводы, рычаг, тяга и др.);
- детское крепление;
- подушка безопасности;
- все элементы тормозной системы (диск, барабан, колодки и др.);
-
ремень безопасности (в сборе);
- элементы и детали, пневматической или электронно-пневматической, гидравлической систем;
- детали, которые отвечают за работу сцепных устройств.
Полный перечень таких деталей предоставлен в отдельном приложении №7 правового акта Банка России.
Для всех остальных деталей необходимо рассчитывать вышеупомянутый процент.
Законом устанавливается формула для окончательного подсчета компенсации, подлежащей выплату застрахованному лицу в целях проведения ремонта пострадавших деталей. П. 4.1 Положения:
- «При расчете размера расходов на восстановительный ремонт стоимость ремонта уменьшается на величину размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).»
10000-(10000*10%) (5000-(5000*20%))=9000 4000=13000 Т.е. из стоимости ремонта каждой детали мы вычли размер износы каждой соответственно.
Получившиеся по каждой детали результаты складываются.
Страховые компании имеют целью своей деятельности извлечение прибыли, потому практически закономерно их стремления выплачивать минимальные суммы компенсации своим клиентам. В связи с этим часто возникают спорные ситуации, когда, с точки зрения пострадавшего в аварии, размер износа той или иной детали автомобиля сильно завышен, а размер компенсации, соответственно, серьезно занижен. Решить данный спор можно лишь в судебном порядке.
Причем для того, чтобы доказать свою правоту, придется понести дополнительные траты, самостоятельно заказав экспертизу износа в фирме, не связанной со страховщиком. Результаты новой оценки предъявляются суду в качестве обоснования своих требований клиентом страховой фирмы.
На практике же суд обычно вынужден прибегать к третьей экспертизе в связи с тем, что стороны не соглашаются с доводами экспертиз, по которым заказчиками выступали противные стороны. Назначается судебный эксперт (часто из подразделения торгово-промышленной палаты или иной государственной структуры), который проводит независимую экспертизу, на основании которой суд и выносит свое решение. Случаи, когда страховщики завышают износ деталей не редкость.
Это связано с тем, что целью любого игрока страхового рынка является извлечение прибыли, чтобы они не заявляли в своей рекламе. К сожалению, практика показывает, что в переговорах со страхователем, страховщик не воспринимают доводов по неверному расчету износа. Единственный выход, который остается страхователю – обращаться в суд.
Но тут есть один серьезный подводный камень: к судебному иску придется приложить заключение аттестованной компании, которой разрешено проведения таких экспертиз, а это дополнительные расходы, которые в случае победы – лягут на плечи страховой компании, а в случае неудовлетворения иска, останутся дополнительными расходами страхователя.
Обратите внимание: После подачи заявления в суд, будет назначено слушание, на котором судья, выслушав мнения сторон, назначит третью экспертизу в торгово-промышленной палате или похожей государственной структуре. Именно на основе заключения этих экспертов и будет вынесен вердикт по иску на пересмотр износа по ОСАГО.
В целом, износ по ОСАГО – это переменная, которая имеет точную формулу расчета, что не мешает страховщикам пытаться обмануть страхователей, завышая износ или применяя его к деталям, к которым по закону его применять нельзя. Поэтому, каждому владельцу транспортного средства, необходимо разобраться с формулой износа, чтобы он мог проверить правильность исчисления этой переменной и, в случае необходимости, обратиться в суд для восстановления справедливости.
Страховые компании стремятся выплатить минимальные суммы компенсации своим клиентам, чтобы их прибыль была соответственно выше.
В таких случаях часто возникают споры, которые решаются в судебном порядке. Пострадавший несет дополнительные растраты, заказав экспертизу износа в фирме, которая не имеет отношения к страховой компании.
Результаты новой оценки должны быть предъявлены в суд, как доказательство своих требований к страховщикам.
Зачастую, выплаченная сумма оказывается меньше предполагаемой. Чтобы избежать такой ситуации, целесообразным будет ознакомиться с основными правилами и методами расчета износа по данному страховому полису.
Случаи, когда страховщики завышают износ деталей не редкость. Это связано с тем, что целью любого игрока страхового рынка является извлечение прибыли, чтобы они не заявляли в своей рекламе.
К сожалению, практика показывает, что в переговорах со страхователем, страховщик не воспринимают доводов по неверному расчету износа.
Единственный выход, который остается страхователю – обращаться в суд.
Обратите внимание: После подачи заявления в суд, будет назначено слушание, на котором судья, выслушав мнения сторон, назначит третью экспертизу в торгово-промышленной палате или похожей государственной структуре. Размеры компенсации от СК зависят от многих факторов:
- покупка самих материалов (к примеру, краски для покраски авто);
- приобретение запасных частей.
- стоимость проведенного ремонта;
С учетом износа цена необходимых деталей рассчитывается по нижеприведенной формуле, в которой представлены следующие значения:
- Иj — величина износа.
- m — сколько всего частей подлежат замене;
- Кj — сколько частей одного вида требуется заменить;
- СДj — цена одной детали;
Законом устанавливается формула для окончательного подсчета компенсации, подлежащей выплату застрахованному лицу в целях проведения ремонта пострадавших деталей. 10000-(10000*10%) (5000-(5000*20%))=9000 4000=13000 Чтобы занизить сумму выплаты, страховая компания может хитрить при расчетах.
В первую очередь пострадавшему целесообразно потребовать бумаги о калькуляции износа. Если страховщики не предоставляют подтверждений, это первый признак, что сумма занижена. Размер страховой выплаты по автогражданке зависит от расходов на:
- приобретение запасных частей, подлежащих замене.
- приобретение материалов, например, для покраски частей кузова;
- проведение ремонта, то есть стоимость работ по восстановлению поврежденного в результате ДТП транспортного средства;
Кj количество элементов определенного вида, подлежащих замене m число элементов, требующих замены СДj стоимость одного элемента Иj величина износа Поскольку расчетом износа занимается представитель страховой компании, заинтересованный в получении прибыли, то параметр износа может быть существенно завышен.
Как поступить в такой ситуации и вернуть средства, которые должны быть выплачены по закону?
Поэтому если хотите получить полное возмещение ущерба, необходимо оформить КАСКО, и в договоре отметить «без учета износа». Существуют также полисы, где износ учитывается.
Они обычно стоят на 15% дешевле, чем описанные выше. Поэтому при оформлении договора водителю предоставляется выбор: главная разница между полисами – в цене и окупаемости.
Износ учитывается при определении стоимости всех деталей автотранспортного средства, кроме тех, что прямо влияют на безопасность эксплуатации автомобиля. К таким деталям относятся:
- индикаторы неисправного состояния тормозных систем;
- пружины педали тормоза и колодок;
- элементы пневматической и гидравлической тормозных систем;
- тормозные диски, колодки, барабаны;
- отдельные элементы сцепных устройств.
- механизмы рулевого управления;
- детали антиблокировочной системы;
- суппорты;
- ремни и подушки безопасности, включая детские устройства;
Законодательно установлено, что максимальный размер износа составляет 50%. Например, если автомобиль 2001 года выпуска попал в ДТП, то по формуле его узлы будут изношены более, чем на 70-80%.
Но водитель получит не такую маленькую компенсацию. При выплате по автостраховке расчет будет в любом случае снижен до 50% с учетом уровня изношенности деталей.
Это позволяет гарантировать справедливые выплаты, которых хватит на проведение большей части ремонта.
Естественно существует предельный % расчета. В 2018 году разрешенный максимальный износ по ОСАГО составляет пятьдесят процентов.
Если в момент оценки будут выявлены следы коррозии на деталях авто или повреждения вследствие предыдущих дорожно-транспортных происшествий, то добавляется от 25% до 45% износа.
Пострадавшему желательно требовать документы с калькуляцией износа. Согласно п.19 статьи №12 Федерального закона №40, максимальный износ автомобиля по ОСАГО не может превышать 50%.
Это значит, что если среднерыночная цена на бампер 22 тысячи рублей, то страховая компания не может назначить за него страховую компенсацию менее 11 тысяч рублей.
Износ по ОСАГО – это амортизация запчастей транспортного средства, полученная в ходе его эксплуатации.
Этот параметр применяется страховщикам и для снижения выплат по страховым полисам и является законным. Износ по ОСАГО – это амортизация запчастей транспортного средства, полученная в ходе его эксплуатации. Этот параметр применяется страховщикам и для снижения выплат по страховым полисам и является законным.
Все дело в том, что при аварии, большинство запчастей машины не новы, а значит, их рыночная стоимость до аварии ниже, чем у нового автомобиля (о том, как рассчитать стоимость запчастей по ОСАГО на сайте РСА, читайте здесь).
В итоге при расчете страховой выплаты страховщики выплачивают не 100% от среднерыночной стоимости детали, а несколько меньше. Некоторые водители могут получить ремонт без учета времени эксплуатации тс. Обычно страховые компании предлагают специальные дополнительные услуги клиентам, которые никогда не попадали в ДТП по своей вине.
В результате владелец транспортного средства может:
- отремонтировать автомобиль у официального дилера, при этом расчет амортизации для выплаты страховки проводится не будет;
- получить повышенную выплату, не превышающую действительную стоимость транспортного средства;
- получить компенсацию, даже если у виновника ДТП отсутствует страховой полис.
Такая дополнительная услуга подходит опытным водителем с безупречным стажем вождения.
Она позволяет существенно сэкономить время, силы и средства при получении компенсации и выполнении ремонтных работ. Вы можете самостоятельно оценить сумму выплат, использовав для расчета износа калькулятор.
Он анализирует все необходимые параметры и дает такой же результат, как и у страховой. Предварительные расчеты затем можно использовать для проверки своего страховщика на занижение суммы выплат.
Износ запасных частей автотранспорта во многом обусловливается временем и продолжительностью эксплуатации как самой детали, так и транспортного средства.
Следовательно, избежать износа, с точки зрения законодательства, на те детали, на которые он в принципе начисляется, невозможно. Но это не означает, что износ на деталь в ходе экспертизы должен быть начислен в обязательном порядке. Существует вероятность того, что пострадавший в ходе дорожно-транспортного происшествия элемент только что был заменен в ходе ремонта.
В таком случае на эту деталь износ начислен быть не может, т.к. она является новой. Учтен факт замены будет и в иных случаях.
Современный калькулятор расчета степени износа автомобиля для машин с пробегом, практически всегда предусматривает снижение суммы выплат. Однако имеется возможность такого снижения избежать, для этого потребуется подключить услугу “Авария не по моей вине.” Тогда можно будет рассчитывать на следующие положительные выходы из ситуации:
- Ваш полис будет действовать даже при условии, что у виновника аварии не имеется страховки.
- Не потребуется самостоятельно подбирать сервис, а также заниматься поиском деталей, узлов и иных агрегатов.
- Ремонт транспортного средства после ДТП у официального дилера. В этом случае, вам не придется доплачивать из своего кармана.
- Максимальная компенсация ущерба по полису ОСАГО, при этом она не может превышать сумму стоимости транспортного средства.
Давайте попробуем самостоятельно подсчитать размер ущерба:
- Рассчитаем сперва параметр СД (стоимость деталей). Пусть нам следует купить бампер, правую фару и крепление для правой фары.
Для этого зайдем на несколько сайтов и узнаем, сколько будет стоить одни и те же детали на разных сайтов (мы посетим 3 сайта). После этого следует расчитать среднее арифметическое (это и будет среднерыночная стоимость).
Пусть бампер будет стоить на разных сайтах 3.600, 3.400 и 3.200 рублей — тогда среднее арифметическое будет 3.400 рублей. По такой же самой схеме рассчитаем стоимость фары и крепления для фары — пусть их среднерыночая цена будет составлять 3000 рублей и 800 рублей соответственно.
Теперь сложим эти три цифры — получим 7.200 рублей.
Теперь рассчитаем стоимость деталей с учетом износа: (1 — 0,35) * 7.200 = 4.680 рублей.
- Рассчитаем теперь параметр СР (стоимость ремонта). Пусть нам нужно лишь отремонтировать колесную арку и провести колесную балансировку. Пусть среднерыночная цена нормо-часа в 1 и 2 случае составляет по 1.000 рублей.
Теперь откроем приложение №3 — там указано, что норматив составляет 3,0 и 0,1 в первом и втором случае соответстенно. Рассчитаем СР: СР = 3,0 * 1.000 0,1 * 1.000 = 3.100 рублей.
- Давайте подсчитаем сперва степень износа.
Для этого можно воспользоваться специальной сложной формулой; также можно воспользоваться специальным онлайн-калькулятором.
Вне зависимости от метода расчета мы получим степень износа, которая составляет 0,35 (или 35%).
- Теперь рассчитаем параметр СМ (стоимость материалов). Пусть нам следует покрасить новый бампер и крепление для бампера.
Предположим, что среднерыночная цена нормо-часа составляет 1.200 и 500 рублей соответственно. Откроем приложение — там указано, что норматив составляет 1,0 и 0,4 соответственно. Рассчитаем СМ: СМ = 1,0 * 1.200 0,4 * 500 = 1.200 200 = 1.400 рублей.
- Пусть у нас имеется автомобиль CHERY TIGGO (T11).
Предположим, что машина была выпущена в 2012 году. Ее пробег составил 70 тысяч километров.
- Напомним, что размер компенсации считается по следующей формуле: размер компенсации (РК) = стоимость материалов (СМ) стоимость ремонта (СР) стоимость деталей (СД).
- В марте 2016 года произошла авария.
- Теперь у нас есть все данные. Рассчитаем теперь размер страховой выплаты: РК = СМ СР СД = 1.400 3.100 4.680 = 9.180 рублей.
Российское законодательство не содержит понятия износа для целей расчета стоимости ремонта или замены поврежденных частей автомобиля.
Однако нормативный акт отечественного Центробанка содержит правовую норму, фиксирующие основные признаки данного понятия.
Абз. 1 п. 3.4 Положения о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденного Банком России 19.09.2014 № 432-П (далее – Положение):
- «Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства. Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации характеризуется показателем износа.»
Из указанной нормы следует вывод о том, что износ есть характеристика, определяющая размер потери элементом автомобиля его первоначальной стоимости, технических характеристик и срока дальнейшей эксплуатации. Необходим же данный расчет для того, чтобы определить размер компенсации в случае повреждения какого-либо конструктивного элемента машины.
Иными словами, с точки зрения закона, стоимость ремонта машины при конкретном виде повреждения равняется стоимости ремонта нового автомобиля за минусом такого параметра, как износ. Верховным судом было подтверждено, что расчет степени износа транспортного средства является вполне законным мероприятием, хотя и не очень справедливым для обычного автолюбителя, который пострадал в аварии. Определение степени износа транспортного средства по ОСАГО регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- 1.ФЗ «Про обязательно страхование гражданской ответственности транспортных средств.
Ст.
12, пункт 19.
«Сумма страховой выплаты 2.2… стоимость расходов на запасные детали, а также материалы должна устанавливаться при учете степени износа комплектующих изделий (сюда относятся детали, узлы и агрегаты), которые подлежат замене либо восстановительному ремонту)»
.
- 2.«Положение про единую методику определения суммы расходов на восстановительный ремонт автомобиля, поврежденного в результате аварии.
Ст. 3. 4. «Сумма расходов на восстановление авто будет устанавливаться при учете степени износа комплектующих деталей, которые могут быть заменены в процессе восстановительного ремонта ТС.
Согласно нормам законодательства РФ процент износа не может быть больше половины от цены на детали, узлы и агрегаты авто (ФЗ
«Про обязательную страховку ответственности владельца транспортного средства»
). Уберечь себя от износа автомобиля по ОСАГО поможет специальная услуга под названием «ДТП не по моей вине» (у нее есть ряд ограничений, подробнее можно узнать, позвонив по номеру 7(909) 286-28-59). Под износом деталей по страхованию автогражданской ответственности понимают процесс, наблюдаемый при использовании автомобиля.
Выплаты по ущербу от ДТП считаются с учетом того, насколько изношены были элементы авто к моменту происшествия. Определить показатель поврежденного элемента можно, приняв во внимание следующие параметры:
- Пройденный километраж.
- Особенности состояния шин (высота протектора, рисунка, длительность использования и другие характеристики).
- Возраст транспортного средства и длительность периода эксплуатации. Иногда год выпуска не соответствует году начала эксплуатации.
Обоснованием для расчета по конкретной детали служит только потребность замены.
Если возможно восстановление и ремонт поврежденного узла, процедура учета не проводится. Как показывает статистика страхования, средний ежегодный износ составляет 8-15% от начальной цены элемента авто. Основным законодательным актом, который разъясняет детали по данному вопросу, является: ст.12 Закона “Об обязательном страховании” №40-ФЗ (в 2017 г.
туда были внесены дополнительные изменения). Необходимость учета износа отдельных деталей и агрегатов автотранспортного средства регламентируется:
- Главой 9 Постановления Правительства №263 (утверждение Правил обязательного автострахования).
- Статьей 12 Закона «Об обязательном автостраховании» (№40-ФЗ. Последние изменения документа вступили в силу с 1 сентября 2018 года).
Ныне действующий закон, предусматривает возможность, когда величина выплаты снижается из-за износа транспортного средства, несмотря на то, что это не совсем справедливые действия в отношении автомобилистов, регулярно страдающих в авариях. Износ авто рассчитывается в соответствии с действующими нормативными актами:
- Федеральным законом об обязательном страховании транспортного средства.
- Положение, где присутствует единая методика определения суммы денежной компенсации за ущерб, полученный в результате аварии.
В вышеперечисленных нормативных актах, присутствуют отдельные выдержки, что предусматривают снижение суммы средств на возмещение ущерба, полученного в результате ДТП, в соответствии с износом авто и его отдельных агрегатов.
В законодательстве РФ нет понятия износа, с целью вычисления стоимости ремонта или замены поврежденных деталей транспортного средства.
Не смотря на это, Центробанк содержит правовую норму, в которой зафиксированы основные признаки данного понятия. В этом положении сказано, что износ – это характеристика, которая определяет величину потерь части автомобиля от его изначальной стоимости, срока эксплуатации и технических характеристик. Существует данный расчет для определения размера компенсации, при повреждении транспортного средства либо определенной части машины.
Следуя закону, можно сделать вывод, что стоимость ремонта автомобиля при определенном повреждении равна стоимости ремонта нового автомобиля минус износ. Подробнее о том, как и в какие сроки происходит расчет стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО, можете узнать в отдельной статье. При этом, нужно понимать, что в подавляющем большинстве случаев, страховщик не обращается к услугам таких агентств и рассчитывает износ самостоятельно.
Это не является незаконным, если страховая компания не выдает официального заключения по данному вопросу, а только применяет самостоятельный расчет для формирования суммы страховой компенсации.
Первым делом, необходимо выполнить осмотр транспортного средства, которое пострадало в результате ДТП. Страховая компания производит расчет выплат или же проводится независимая экспертиза.
В любом случае выполняется осмотр автомобиля, поврежденного в результате ДТП. Пострадавший, на свое усмотрение, может выбрать пути возмещения ущерба.
Существует два варианта:
- Страховая компания, учитывая износ транспортного средства по ОСАГО, выплачивает суммарную стоимость запчастей, подлежащих замене.
- Страховая компания перенаправляет автомобиль в СТО на ремонт.
Первый вариант предусматривает установку новых деталей, не беря в расчет степень износа старых, по итогу выставляется счет. Компания-страховщик оплачивает ремонт авто, отталкиваясь от цен на детали, указанных в едином справочнике РСА (как происходит такой расчет стоимости деталей на сайте РСА читайте тут). Если ремонт обошелся дороже, то разницу доплачивает владелец машины.
Также берет на себя расходы за ремонтные работы.
Второй вариант предусматривает калькуляцию износа в процентах.
После чего, по справочнику РСА устанавливается цена определенной детали, учитывая экономический регион. Стоимость детали умножают на коэффициент, взятый из величины износа в процентах.
Полученная цифра – это сумма, которую выдают на руки потерпевшей стороне. На износ деталей транспортного средства могут влиять следующие факторы:
- период эксплуатации определенной запчасти;
- категория автотранспортного средства;
- пробег (по показаниям одометра);
- марка машины;
- технические параметры детали и многое другое.
- дата выпуска автомобиля;
- качество ремонта, проводимого ранее (при его наличии);
Расчет ведется в соответствии с формулами, которые утверждены в Единой методике ОСАГО. Порядок расчета имеется в открытом доступе, а так же он изложен в положении Банка России от 19.
09. 2014 № 432-П. Ики = 100 x (1 – е-(∆ТxТки ∆LxLки) , где:
- Lки – пробег машины на дату ДТП, тыс. км.
- e ≈ 2.72.
- ∆L – коэффициент, который учитывает влияние на износ КИ (детали, узла, агрегата) величины пробега автомобиля с этим изделием.
- Тки – сроки эксплуатации комплектующего изделия, лет.
- Ики – износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (%).
- ∆Т – коэффициент, который учитывает влияние на износ КИ (детали, узла, агрегата) его сроки эксплуатации.
Из данной формулы коэффициенты используют, основываясь на приложения правового акта, зависят от марки автомобиля, а так же категории, к которой он относится. Другие данные необходимо брать из техпаспорта транспортного средства и снимать показания с одометра.
Так как эта формула не учитывает определенные индивидуальные характеристики, то имеется возможность начислять так называемый индивидуальный износ.
Например, который мог сформироваться вследствие некачественного ремонта машины.
Иш=(Нн-Нф)/(Нн-Ндоп)*100% , где:
- Нф – фактическая высота рисунка протектора шин, мм.
- Иш – износ шины, %.
- Ндоп – минимально допустимая высота рисунка протектора шины в соответствии с законом РФ, мм.
- Нн – высота рисунка протектора новой шины, мм.
Учитывается и показатель срока изготовления данного элемента.
На шины, у которых период эксплуатации от трех до пяти лет, увеличивается износ на пятнадцать процентов, свыше пяти лет – плюс двадцать пять процентов износа. Исходя из действующего положения Центробанка, расчет страховой выплаты по ОСАГО с учетом износа включает такие показатели:
- тип поврежденного автомобиля;
- день дорожно-транспортного происшествия;
- дата старта эксплуатации транспортного средства.
- высота рисунка протектора шин на момент происшествия;
- величина пробега;
Датой, когда машину начали эксплуатировать, считается та, которая указана в паспорте авто. Если такой информации нет, то берут 1 января года выпуска автомобиля, который указан в техпаспорте.
День ДТП зафиксирован в справке ГАИ.
В извещении о происшествии тоже указана эта дата. Воспользуйтесь нашим онлайн калькулятором для рассчета КАСКО онлайн в 16 страховых компаниях.
Скидка до 50% от стоимости полиса для аккуратных водителей. Гарантия точной цены! При этом, нужно понимать, что в подавляющем большинстве случаев, страховщик не обращается к услугам таких агентств и рассчитывает износ самостоятельно.
Это не является незаконным, если страховая компания не выдает официального заключения по данному вопросу, а только применяет самостоятельный расчет для формирования суммы страховой компенсации.