Гражданство как связь государства и человека
Оглавление:
Феномен гражданства в векторах измерения прав и свобод личности Текст научной статьи по специальности «Право»
13. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: Федер. закон от 1 июня 2011 г. № 106-ФЗ // СЗ РФ.
2011. № 23. Ст. 3246. 14. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: Федер. закон от 2 дек. 2013 г. № 336-ФЗ // СЗ РФ.
2013. № 49 (ч. I). Ст. 6337. 15.
Бошко В.И. Очерки советского семейного права / Переработка и дополнение В.А. Рясен-цева. Киев. 1952. 16. Королев Ю.А. Семья, государство, общество.
М., 1971. 17. Масевич М.Г. Основания возникновения алиментных обязательств // Правовые вопросы семьи и воспитания детей / отв.
ред. В.С. Тадевосян. М., 1968.
18. U.S. Department of Health and Human Services, Administration on Children, Youth and Families.
URL: http:// www.acf.hhs.gov/programs/html I.R. Yagudin The Phenomenon of Citizenship in Vectors Measuring Individual Rights and Freedoms Key aspects in understanding the phenomenon of citizenship are analyzed.
The citizenship is considered as a stable legal connection between an individual and the state, consisting in the aggregate of mutual rights and obligations. The phenomenon of citizenship is a complex of ethical, social and philosophical norms and principles, such as patriotism, obedience to the law, the ability to be a subject of civilization and other socially significant processes.
Key words and word-combinations: citizenship, individual, social status, status category.
Анализируются основные аспекты в понимании феномена гражданства. Гражданство рассматривается как устойчивая правовая связь человека и государства, заключающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей.
Феномен гражданства представляет собой комплекс морально-этических и социально-философских норм и принципов, таких, как патриотизм, законопослушность, способность быть субъектом цивилизацион-ных и иных социально значимых процессов.
Ключевые слова и словосочетания: гражданство, личность, социальный статус, статусная категория. УДК 342.7 ББК 67.400.3 И.Р. Ягудин ФЕНОМЕН ГРАЖДАНСТВА В ВЕКТОРАХ ИЗМЕРЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ I азвитие и утверждение основ правового государства, отвечающие актуальным высоким социально-экономическим и политическим стандартам, невозможны без установления принципов гражданского общества, базирующегося, на реальном соблюдении прав и свобод личности, а также теории гражданства, включающей в себя целый комплекс политических, социальных и гражданских прав, присущих современному индивиду.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . В настоящее время в мировом философском и научном сообществе ведутся интенсивные дискуссии по поводу основных проблем концепции гражданства [1]. Существенно возросший в ХХ-ХХ1 вв.
интерес к данному феномену связан с пониманием человека, его естественных прав и свобод как основополагающей ценности передового общества. Однако дальнейшее укрепление приоритетной позиции принципа гражданства невозможно без понимания его сущности, 2014 ВЕСТНИК ПАГС 5 1 концептуальной основы, выявления механизмов его возникновения и развития.
В связи с этим становится актуальным осмысление гражданства как понятия и исторически обусловленного феномена. Социально-философский анализ гражданства позволяет выявить закономерный характер его появления и развития, различные аспекты в его понимании, а также некоторые факторы, обусловившие его генезис.
Для осуществления подобного анализа прежде всего необходимо определить основные характеристики, присущие феномену гражданства в аспекте понятийных смыслов и в отношении соответствующей проблематики, сформулированные в философии и различных смежных отраслях социально-гуманитарного знания: философии права и политики, социологии. Конструктивным также представляется определение понятийно-категориального ряда, сопутствующего термину «гражданство» [2, с. 256]. Анализ проблематики гражданства приводит к закономерному выводу о поливариантности используемых определений и трактовок, а также об отсутствии четко выраженного общего теоретико-методологического подхода к изучению данного феномена.
До возникновения идеи гражданства взаимодействие личности и государства понималось как исполнение ряда обязанностей и зависимостей. Значение идеи гражданства состоит в том, что она привнесла новые контексты соотношения личности и власти, личности и общества.
На разных этапах культурно-исторического развития понятие «гражданство» приобретало различные смысловые оттенки, в зависимости от уровня самосознания людей и степени осознания ими собственных прав и обязанностей по отношению к обществу или государству.
При этом гражданство является не только и не просто правовым феноменом, но и социальным, поскольку сочетает в себе как политико-правовые, так и социально-философские, нравственные смыслы.
Весьма распространенная ранее упрощенная трактовка феномена гражданства, в собирательном значении понимаемого как простая совокупность граждан, в настоящее время утратила свою актуальность.
Ограниченность политико-правовой точки зрения, в которой гражданство — устойчивая правовая связь индивида с государством, заключающаяся в комплексе взаимных прав и обязанностей, принадлежность данного индивида к определенному организованному в единство социуму и подчинение власти соответствующего государства независимо от местонахождения индивида, состоит в односторонности такого понимания. Это связано с тем, что в данном определении не показаны возможности реализации свобод и прав человека.
Политико-правовое понимание гражданства, по сути, не может устроить самого гражданина, поскольку человек проявляется в обществе не только как правовой или политический субъект, но в большей мере в качестве субъекта межличностных отношений, творца социокультурной реальности, экономического деятеля [3, с. 13]. Более того, само по себе юридическое толкование гражданства является ограниченным даже в контексте политико-правовых отношений.
К государственно организованному обществу относятся не только граждане данной страны, но и иные категории лиц, например, апатриды и иностранцы, проживающие в определенное время на ее территории и составляющие население. Подобные недостатки в определении сущности феномена гражданства свидетельствуют не только о юридических неточностях или разночтениях, сколько о недостаточном теоретико-методологическом обосновании концепции гражданства, что позволяет утверждать необходимость его философского анализа.
Понимаемое в социально-философском и моральном смысле, гражданство целесообразно трактовать в качестве и совокупности политических и экономических прав, свобод и обязанностей индивида по отношению к обществу и государству, и комплекса морально-этических и психологических принципов: ответственности, патриотизма, добровольного содействия в общем деле, общественной активности, добропорядочности и законопослушности.
В данном случае акцент смещается не на взаимные права и обязанности человека и государства, а на права, свободы и обязательства гражданина по отношению к обществу и государству.
В свою очередь, за государством закрепляются обязанности наделения гражданина правами, его защита и покровительство как в пределах данной страны, так и заграницей.
Иногда в литературе в переносном смысле употребляется словосочетание «получение права гражданства»; при этом имеется в виду получение человеком определенной устойчивости в идентификации.
В данном случае подмечается одна из основных социальных характеристик гражданства, понимаемого как форма приобретения определенной устойчивости, надежности, значимости, стабильности и защищенности.
Социально-философский анализ гражданства предполагает также трактовку данного феномена как в определенной степени привилегированного статуса личности.
Гражданство, понимаемое как статусная категория, предполагает конкретные условия наделения личности статусными характеристиками, в которых закрепляются особые права, свободы и обязанности данного лица и которые находятся в тесной связи с целями того или иного социально-политического сообщества [4, с.
512]. Указанные характеристики определяют, для кого нужна реализация данных прав и свобод как целей развития личности и общества, а также с помощью чего и кого они могут быть достигнуты. Кроме того, что статус гражданства определен законом, люди, являясь представителями социально-политического сообщества или государства, уже обладают определенными правами, участвуют в жизнедеятельности своего сообщества, выполняют моральные обязательства по отношению друг другу, связаны экономическими, политическими, культурными и иными отношениями.
В связи с этим наблюдается неточность в отношении разграничения понятий «гражданство в государстве» и «представительство в обществе» или «членство в общине», которые ценны сами по себе, их можно трактовать в качестве и предоставленного статуса, и практически занимаемого положения в обществе.
Представительство в обществе может рассматриваться как условие для 2014 • ВЕСТНИК ПАГС 5 3 приобретения гражданства. Феномен «членства в общине» — исторически более ранняя форма, чем «гражданство в государстве», а сам феномен гражданства тесно взаимосвязан с возникновением определенного типа государства и наделен более существенными, конкретными смыслами, обусловливающими неразрывную связь индивида как единичного с обществом и государством как целым.
Таким государством может быть назван античный полис, объединяющий прежде всего свободных людей и дающий им статус и права гражданства [5, с. 167]. Древнеримский политик и философ Цицерон видел в законе и правовом равенстве индивидов основные принципы гражданства и гражданского общества:
«.Закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех.»
[6, с.
49]. Государство (фактически аналогичное понятию общества) философ считал единством индивидов, поддерживаемым общностью интересов и права и возникшим из извечной потребности людей к совместному существованию.
Таким образом, идеи гражданства, гражданского статуса и равенства индивидов перед законом являются выдающимися достижениями античной цивилизации. Некоторые исследователи выделяют негативный аспект гражданства, понимаемого как иерархическая специфическая особенность социального статуса, связанный с тем, что отношения гражданства выступают отношениями социального неравенства [7, с. 236]. В данном случае принцип гражданства и социальное неравенство — взаимообусловливающие, сосуществующие процессы.
Появление государства и классового расслоения общества закономерно привело к осознанию его членами своих прав, свобод и обязанностей, составляющих суть принципа гражданства. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Гражданство в значении социального статуса, содержит в себе определенные философско-правовые смыслы.
Сегодня степень участия человека в управлении делами организованного в государство сообщества является существенным атрибутом и смыслом социального статуса гражданина этого государства [8, с. 101]. Социально-нравственный аспект заключается в уровне осознания личностью ответственности за принятие решений, влияющих на дальнейшее развитие государства.
В социокультурном и философском аспектах гражданин — это лицо социально активное, находящееся в нравственно-духовных отношениях с обществом и государством, имеющее устойчивые жизненные цели и ценностные 5 4 2014 • ВЕСТНИК ПАГС ориентиры.
По сути самой идеи гражданства гражданином может считаться только тот человек, который способен в критические для своего сообщества или государства моменты стать активным субъектом исторически и социально значимых процессов, или, следуя терминологии Л.Н.
Гумилева, пассионарной личностью. Только свободный человек может стать носителем пассионарности. Иными словами, государство допускает и порождает гражданина с его свободой и правами в большей степени не для него, а для самого себя, с целью усиления возможностей субъекта социального, общественно-полезного действия.
Именно пассионарии расширяют территории государства, защищают его от врагов или трудятся на благо общества и власти [9, с. 45-49]. При этом пассионарии руководствуются моральными принципами долга и патриотизма, добровольно соглашаясь поступиться частью своих прав и свобод во имя общего правого дела. Будучи субъектами цивилизационных, политических и экономических процессов, граждане принимают активное участие в выборах представителей в органы власти.
Молчаливое согласие и отсутствие выраженного протеста по поводу действий того или иного органа или представителя государственной власти также может пониматься как пассивная форма участия народа в делах страны. При этом в разных странах в голосовании могут принимать участие либо только часть граждан (например, лица мужского пола, кроме военнослужащих, в местных выборах Саудовской Аравии), либо не только граждане данного государства, но и иные категории лиц, проживающих постоянно в пределах этой страны (иностранные граждане, постоянно проживающие в России, могут избирать или быть избранными в органы местного самоуправления). Подобные разнообразные трактовки возможности допуска граждан к участию в деятельности и управлении государством, разные уровни такого допуска для различных категорий населения, а также людей с двойным гражданством на практике приводят к конфликтам принятых в разных государствах норм о гражданстве.
По сути, у граждан одного и того же государства обязанности перед государством и обществом могут быть одинаковыми, а права и свободы — находиться под охраной не только данного государства, но и другой государственной системы.
Таким образом, статус гражданства является достаточно противоречивым, поскольку утверждает не только равенство, но и неравенство людей. Помимо негативного аспекта гражданства — статусной характеристики, предполагающей социальное неравенство, существует и позитивный аспект понятий «гражданство» и «гражданин».
Человек, наделенный статусом гражданина, мог стать почетным членом общины или общества, организованного в государство, что предполагало повышение статусной роли в социуме и свидетельствовало о признании индивида в качестве значимого субъекта социокультурных процессов.
Исторически сложилось так, что по смыслу термин «гражданин» перекликается с понятием «горожанин», то есть житель определенного города, обладающий правом участия в его жизни, а также иными правами и свободами, принятыми в этом городе, и выполняющий конкретные обязанности. Для выражения статусных привилегий гражданина использует- 2014 • ВЕСТНИК ПАГС 5 5 ся дефиниция «именитый гражданин», или, более современное, «почетный гражданин города (страны)». Таким образом, гражданство может пониматься как социально одобряемая и культивируемая в обществе ценность; наделение лица почетным гражданством символизирует особую связь личности с тем или иным обществом, страной или административно-государственным образованием и причисление человека к категории «непростых» граждан, имеющих привилегии, особые права и свободы [10, с.
782]. Такие привилегии — общественная награда, почетное звание, присваиваемое пассионарным гражданам в целях поощрения полезной для города или страны личной деятельности, способствующей их дальнейшему улучшению и росту благосостояния, а также закрепления признания выдающихся заслуг перед городом или государством.
Особенно активно наделение подобными привилегиями для мобилизации пассионарности использовалось государством в советское время, что послужило одной из причин многих достижений того периода.
Однако ценностно-символический и духовно-моральный смысл возможности получения подобного статуса трудно переоценить: подобная вероятность и, собственно, присвоение звания может способствовать стремлению личности осуществлять свою деятельность, руководствуясь не только эгоистичной выгодой, но и общественным благом, соображениями коллективной безопасности и всеобщего благополучия. Таким образом, понятие «почетный гражданин города (страны)» содержит в себе не только разъединяющие смыслы (такие, как деление общества на привилегированных и непривилегированных), но и некую объединяющую константу, способствующую распространению ценностей патриотизма и духовного объединения людей. Целесообразно выделить три основных аспекта в понимании феномена гражданства.
Прежде всего гражданство — устойчивая правовая связь человека и государства, заключающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Кроме того, гражданство может пониматься как статусная категория, обозначающая наличие защиты со стороны государства, социальных прав и свобод личности и закрепляющая сложившееся в соответствии с различным содержанием пассионарного начала социальное неравенство в обществе.
Наконец, данный феномен представляет собой комплекс морально-этических и социально-философских норм и принципов, таких, как патриотизм, законопослушность, способность быть субъектом цивилизационных и иных социально значимых процессов.
Историческим прообразом феномена гражданства выступает членство в общине.
Гражданство связано с генезисом государства, а также с расслоением в обществе — появлением классового неравенства. Развитию гражданства способствовали следующие аспекты социума: наличие свободы выбора, осознание личностью своих прав, свобод и обязательств по отношению к государству и обществу, формирование института частной собственности, а также ощущение себя как полноправного члена сообщества, от которого в определенной степени 5 6 2014 • ВЕСТНИК ПАГС зависит его дальнейшая судьба. Современное гражданство выступает достаточно противоречивым феноменом, в контексте которого утверждаются и защищаются права и свободы глобализирующегося общества.
Библиографический список iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 1. Апресян Р.Г., Гусейнов A.A. Демократия и гражданство // Вопросы философии.
1996. № 7. С. 45-46. 2. Вепрева И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. М., 2005. 3. Грешнова А.В. Статус гражданства в современном обществе: автореф.
дис. . канд. социол. наук. Саратов, 2003. 4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2005. 5. Капустин Б.Г. Гражданство и гражданское общество.
М., 2011. 6. Малахов В.С. Гражданство как объект социальной и политической теории: критическое введение // Капустин Б.К.
Гражданство и гражданское общество.
М., 2010. 7. Маршалл Т.Х. Гражданство и социальный класс // Избранные очерки по социологии / под ред. Л. Гирко. М., 2006. 8. Полухин О.Н. Идея, опыт и идеал гражданственности: философский проект.
М., 2003. 9. Салмениеми С. Теория гражданского общества и постсоциализм // Общественные движения в России: точки роста, камни преткновения: сб. ст. / под ред. П.В. Романова, Е.Р.
Ярской-Смирновой. М., 2009. 10. Цицерон М.Т. О государстве. О законах.
О старости. О дружбе. Об обязанностях: Речи.
2014 • ВЕСТНИК ПАГС 5 7
Гражданство как политический феномен. Аспекты, виды, пути получения и потери гражданства
Гражданство – это юридически определённая, устойчивая, неограниченная в пространстве правовая связь между лицом и определённым государством, что определяет их права и обязанности; членство человека в конкретном государстве, в соответствии с которым гражданин имеет определённые права и обязанности перед государством, а государство – аналогично – имеет обязанности и права в отношении гражданина. Гражданство предполагает определённую совокупность взаимных политических, социальных и других прав и обязанностей.
Гражданство раскрывает основное содержание человека и государства, взаимоотношений с государством и обществом. Из всех конституционно-правовых статусов именно гражданство предоставляет больше преимуществ для лица, особенно когда речь идёт о политических правах и участии в управлении государственными делами. Государство гарантирует человеческие права и свободы, защищает своих граждан за границей, а гражданин за это подчиняется законам государства и строго следует возложенным на него обязанностям.
Выявление вопросов, связанных с гражданством (в частности, путям его приобретения и утраты), принадлежит самому государству – это его исключительная компетенция. Существуют нормы международного права, касающиеся вопросов гражданства, в частности, безгражданства и множественного гражданства.
Под гражданством обычно понимается соотношение публично-правового характера между физическими лицами и государством. На основании гражданства человек приобретает статус гражданина страны, что делает определённые гражданские, политические, экономические, социальные и другие права легально доступными для него. Но при этом гражданство ставит человека в такое положение, при котором могут быть наложены определённые обязательства (такие, как обязательная военная служба или обязательное голосование).
Государство регулирует приобретение и потерю своего гражданства и связанных с ним прав и обязанностей в своих собственных законах. Гражданство устанавливает особые права и запреты гражданам (свобода передвижения, запрет на экстрадицию), а также защиту от третьих сторон (консульская защита, международные судебные разбирательства), а в демократических государствах также защищает права на участие в государственной жизни. Гражданские обязанности могут в современных государствах представлять собой военную обязанность, обязанность уплачивать налоги, участвовать в выборах и др.
Государство может называться государством в соответствии с международным правом только в том случае, если оно имеет государственный народ в дополнение к государственной территории и государственной власти (это трёхэлементная доктрина). Правовые отношения между государством и гражданином, основанные на гражданстве, действуют за пределами территории государства и также признаются другими государствами.
Гражданство заключается в выданном лицу документе, таком как удостоверение личности или паспорт. Будучи гражданином определённой страны, человек имеет конституционные права, а также другие права, вытекающие из основного закона страны.
Некоторые из них относятся к области прав человека, поэтому они могут предоставляться не только гражданам государства, но и иностранцам. Находясь за пределами страны, граждане могут рассчитывать на дипломатическую защиту и консульскую защиту со стороны своего государства (осуществляется в основном через дипломатические представительства и консульские учреждения). Гражданская связь подразумевает подчинение индивида закону государства, гражданином которого он является, и обязанность его соблюдать, и, следовательно, выполнять обязательства (например, военная служба, уплата налогов и т.д.).
Правоотношения по вопросам гражданства:
- носят постоянный характер, то есть они не прекращаются даже тогда, когда гражданин покидает территорию страны своей гражданской принадлежности;
- документально оформленное гражданство подтверждается предъявлением паспорта или иным документом, но потеря документов не означает потерю гражданства.
Существует три системы получения гражданства:
- приобретение гражданства по месту жительства, согласно которому человек приобретает гражданство государства, на территории которого он проживает.
- приобретение гражданства по месту рождения, согласно которому ребёнок приобретает гражданство страны, в которой он родился;
- приобретение гражданства на основании происхождения, в соответствии с которым ребёнок приобретает гражданство своих родителей независимо от места рождения и места проживания родителей;
С юридической точки зрения обычно проводится различие между «приобретением по закону» (рождение, декларация, ввод условий и т.д.) и «приобретением по административному акту», натурализацией. Независимо от этого, приобретение основано на традиционной государственной практике. Гражданство во многих национальных государствах обычно связано с этнической принадлежностью, но в настоящее время это редко является единственным критерием.
Ребёнок приобретает гражданство родителей при рождении независимо от страны, в которой он родился.
Здесь важно происхождение каждого из родителей в одинаковой степени.
Но в некоторых юрисдикциях сомнения в отношении происхождения разрешаются для ребёнка в пользу гражданства матери. В других странах дети получают гражданство от отца. Там, где применяется этот принцип, каждый, кто родился в стране, получает гражданство.
Помимо принципа происхождения, этот принцип используется чаще всего в так называемых иммиграционных странах. Такие страны видят в этом неотъемлемый инструмент своей политики по увеличению числа своих граждан. Для того, чтобы получить гражданство по месту рождение даже не всегда обязательно постоянное проживание в стране или этническая принадлежность.
Рождение – один из основных способов получения гражданства – по факту рождения человек становится гражданином государства.
Этот метод называется первоначальным приобретением гражданства. В этом отношении практика государств привела к появлению двух основных тенденций и принципов:
- принципы земельного права (лат. ius salt) – ребёнок приобретает гражданство страны, на территории которой родился;
- принципы закона крови (лат. ius sanguinis) – ребёнок приобретает гражданство, которое имеют его родители или один из родителей.
Натурализация – приобретение гражданства посредством исполнительного акта. Эта процедура сочетает в себе добровольный выбор со стороны гражданина, то есть желание быть гражданином (элемент подтверждения) и возможность со стороны государства выбирать других граждан на основе выбранных характеристик (элемент управления).
При законном проживании в стране в течении определённого периода времени, можно подать заявление на получение гражданства.
Кроме того, могут быть требования относительно знания языка, культуры, истории страны и т.д.
По тому, насколько интенсивно этот инструмент используется страной (возможно в контексте целевой политики в области народонаселения для привлечения новых или целевых жителей и граждан), определяется привлекательность государства как страны для эмиграции.
Однако нет доказательств причинно-следственной связи привлекательности страны для эмиграции с конкретным законодательством о натурализации или гражданстве. Многие правовые системы также щедро используют натурализацию в качестве инструмента, позволяющего обойтись без сложных и подробных правовых механизмов и сохранить определённую гибкость.
При повторном получении гражданства некоторые страны требуют отказа от прежнего гражданства, а другие – допускают двойное гражданство. В общем, человек может приобрести гражданство путём заявления властям страны, если это предусмотрено национальным законодательством.
Это обычно связано с несколькими требованиями и характеристиками и является минималистской формой натурализации.
В некоторых странах также установлены отдельные правила, касающиеся утраты гражданства, например, из-за государственной измены, побега за границу, чтобы не служить в армии и т.д.
Человек, который теряет своё единственное гражданство, становится апатридом (лицом без гражданства). Утрата гражданства может также произойти в либеральных государствах в результате односторонних действий гражданина.
Есть также страны, которые не допускают утраты своего гражданства или допускают его только в очень ограниченных исключительных случаях. Согласно законам, потеря гражданства происходит во многих странах, когда гражданин добровольно приобретает другое гражданство или поступает на иностранную вооружённую службу.
Даже если ребёнок усыновлён иностранцем и потеряет родственные связи на родине, правовая система многих государств лишает его первоначального гражданства. До недавнего времени женщины, вышедшие замуж за иностранца, часто теряли гражданство (и, как правило, автоматически получали гражданство мужа).
Сегодня это есть только в некоторых странах. Во многих государствах гражданин может просто отказаться от своего гражданства по своему желанию (даже если после этого у него не будет никакого гражданства вообще – апатрид). Такой отказ часто привязан к обязательствам:
- урегулированию налоговых долгов;
- срочной военной службой и др.
- возмещению расходов на обучение;
Тоталитарные режимы также используют экспатриацию (вынужденный отказ в гражданстве) в качестве средства оказания давления, чтобы лишить гражданских прав или избавиться от политически нежелательных граждан.
Особые случаи возникают в случае территориальных изменений после вооружённых конфликтов или в случае распада государства (например, многонационального государства). Как правило, гражданство государства-преемника принимается здесь автоматически или есть определённые критерии, такие как этническая принадлежность, место жительства, служба в армии и т.д.
Люди, которые не являются гражданами страны, не имеют гражданства. В соответствии с международным правом следует избегать безгражданства, поскольку лица без гражданства не имеют защиты.
Следовательно, каждое государство обязано международным правом не высылать лиц без гражданства со своей территории в другое государство, а должно предоставлять им защиту. Международные правила регулирования апатрида (безгражданства):
- Конвенция о правовом статусе безгражданства от 28 сентября 1954 г.;
- Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г.
В этом соглашении, договаривающиеся государства обязуются формировать свой национальный закон о гражданстве таким образом, чтобы не было лишения гражданства.
И, чаще всего, добровольная утрата гражданства больше не будет возможна, если в результате пострадавший гражданин станет лицом без гражданства. Двойное или множественное гражданство относится к случаю, когда человек имеет более одного гражданства.
Оно может возникать в результате одновременного и автоматического приобретения двух или более гражданств при рождении или может быть предоставлено путём приобретения другого гражданства по запросу (так называемая натурализация). Лица с двумя гражданствами называются бипатридами, а множественное гражданство называется полипатридами.
Многонациональность при рождении возникает:
- либо в результате взаимодействия режимов гражданства нескольких государств с разными видами занятости и принципа места рождения;
- или для детей двух- или многонациональных родителей, которые передают все свои гражданства ребёнку на равных.
В некоторых случаях ребёнок может также после рождения путём усыновления автоматически удваивать одно гражданство. При этом усыновлении не утрачивается первоначальное гражданство (усыновление, как в случае с приёмным ребёнком-иностранцем). Двойное и множественное гражданство также может быть результатом присвоения звания почётного гражданина.
Наличие нескольких национальностей означает больше возможностей для проживания, поддержки в учёбе, трудоустройства и участия в соответствующих странах. Но это также может иметь недостатки, такие как призыв на военную службу и налогообложение, невозможность въезда в третьи страны. Любой, кто живёт за границей постоянно, обычно может получить там местное гражданство.
Произойдёт ли тогда потеря предыдущего гражданства, зависит от правовой базы. Гражданство как постоянная связь между государством и личностью существовало ещё в Древней Греции во времена полиса и в Древнем Риме, где римское гражданство было почти обязательным условием для правоспособности. В Древнем Риме была автономная правовая система.
Римские граждане (Romanus) были свободными жителями Рима во времена Республики.
В 212 г. н.э. все свободные жители Римской империи стали римскими гражданами.
Если римский гражданин селился в городе за пределами Италии, он оставался гражданином. Гражданство в современном понимании возникло только после Французской революции, благодаря появлению республиканского мышления, которое было закреплено в Революционной конституции от 3 сентября 1791 года в части 2, раздел 2 и позднее включено в Гражданский кодекс.
С тех пор государство понимается не только как территориальное государство или абсолютистская монархия, но и как объединение граждан. Гражданство было введено в большинстве государств мира в XIX веке, где были приняты законы о гражданстве. Конвенция Лиги Наций о конфликте гражданских актов 1930 г.
в ст. 1. провозглашает, что каждое государство компетентно определять в своём законодательстве, кто является его гражданином. Это законодательство должно быть принято другими государствами, с тем чтобы оно было совместимо с международными соглашениями. Аналогичным образом постановляет и Конвенция Совета Европы о гражданстве 1997 г.
в ст. 3. Согласно Всеобщей декларации прав человека в ст. 15 гарантируется, что каждый имеет право на гражданство.
В 1955 г. Международный Суд постановил, что каждое суверенное государство должно регулировать приобретение гражданства своим собственным законодательством, а также предоставлять его путём натурализации, предоставленной его собственными органами в соответствии с местным законодательством.
Однако международное право требует, чтобы при предоставлении гражданства существовали реальные отношения между гражданином и государством. Гражданство – это юридическая связь, основанная на социальной привязанности, реальной солидарности существования, интересах и чувствах, за которой следует взаимность прав и обязанностей.
Статус необъяснимого гражданства не следует путать с безгражданством. Это происходит тогда, когда происхождение соответствующего лица неизвестно (например, в связи с возрастом человека, болезнью и т.п.) и не может быть окончательно выяснено.
Правовая ситуация во многих европейских странах не позволяет натурализовать человека с неразрешённым (невыясненным) гражданством, поскольку предполагается, что гражданство уже существует. Почётное гражданство – это гражданство, которое присуждается как награда за особые достижения.
Присвоение почётного гражданства, как и присвоение звания почётного доктора, не основано на выполнении критериев, которые обычно необходимы для их приобретения. Вместо этого это считается достижением человека или пожизненным достижением, которое тесно связано с государством, присуждающим награду.
Некоторые государства предоставляют почётное гражданство в качестве чисто символической награды, не связанной с какими-либо привилегиями или гражданскими обязательствами. Гражданское общество – это социальная структура, основанная на многоуровневой экономике, верховенстве закона, демократии в политической системе, активное участие в граждан и различных социальных групп в политике. Гражданская война – это длительный вооружённый конфликт, в котором политически организованные группы в стране поддерживают или противостоят новой форме политического контроля.
Гражданская религия – это система мировоззрения, символы, традиции и институты, которые мобилизуют определённые объединения людей для достижения общей политической цели, создавая социальную солидарность. Гражданские права – это права, предоставляемые гражданину только на основании гражданства и охраняемые законом; они отличаются от прав человека, которые являются общими для всех людей, независимо от гражданства.
Гражданское неповиновение – это открытый акт преднамеренного нарушения закона, цель которого – привлечь внимание общественности к незаконным действиям правительства (например, стратегия гражданского неповиновения Махатма Ганди в Индии).
Гражданство — это устойчивая связь человека и государства
Гражданство — это правовая связь индивида с государством. В настоящий момент практически весь земной шар разделен границами, и, несмотря на стремление к глобализации, мир не становится единым. Но это не значит, что человек навеки привязан к той стране, в которой он родился.
Бывают обстоятельства непреодолимой силы, когда он вынужден, либо захотел стать гражданином другой страны. Российская Федерация, так же как и другие государства, установила порядок для получения гражданства в РФ. Рассмотрим подробности далее в статье.
Гражданство любой страны подразумевает, что государство защищает своего гражданина и контролирует исполнение его прав. Основы взаимоотношения между ним и государством заложены в основном Законе страны — Конституции РФ и в Федеральных Законах. Они же и гарантируют незыблемость положения, невозможность лишения гражданства кем бы то ни было.
Взаимосвязь между гражданином и государством носит обоюдный характер.Говоря о гражданстве Российской Федерации, нельзя не упомянуть про его основные принципы. Независимо от места пребывания граждане обладают одними и теми же правами и обязанностями.
Никто не может выслать гражданина РФ за пределы страны. Независимо от национальности, вероисповедания, расы или других факторов — все пользуются одинаковыми правами. Любой законопослушный индивид может претендовать на получение этого статуса.
Перед тем как принять решение о возможности этого, нужно выяснить, какие документы нужны для гражданства. В первую очередь вам потребуется разрешение на временное пребывание (РВП). Это первый документ, который приблизит к моменту получения паспорта.
Чтобы получить РВП, нужно собрать определенный пакет документов и ожидать решения государственных органов по своему вопросу. Отслеживать судьбу РВП можно с помощью специальных сайтов.
Для того чтобы получить разрешение, вам нужны такие документы:
- Две фотографии 35 х 45 мм.
- Национальный паспорт, переведенный и нотариально заверенный.
- Миграционная карта.
- Карточка о постановке на миграционный учет.
- Документ, выдаваемый полицией своего государства об отсутствии конфликтов с законом.
- Результат пройденного в одном из специализированных центров тестирования на предмет знания русского языка, истории России и правовых основ государства.
- Медицинское заключение о состоянии здоровья, выдаваемое лечебным учреждением, имеющим на это лицензию.
Обстоятельством, существенно затрудняющим получение РВП, является квотирование регионов определенным количеством мигрантов.
Если же индивид соответствует одному из приведенных далее положений, он освобождается от необходимости делать РВП по квоте. Вот эти положения:
- Наличие ребенка или родителей, граждан РФ, официально недееспособных.
- Если индивид родился на территории РФ после 25 декабря 1991 года.
- Участвует в государственной программе по добровольному переселению соотечественников.
- Родился в РСФСР и имел гражданство СССР.
- Супруг или супруга, носящие статус гражданина РФ.
Лицо, попадающее под одну из категорий, кроме заявленных документов, должно предоставить еще тот, что подтверждает его право на получение РВП без квоты.Срок ожидания зависит от того, из какой страны прибыл проситель РВП. Граждане, прибывающие в Россию из стран, с которыми заключен договор об отмене визового сообщения, ожидают решение до 60 суток.
Визовые иностранцы ожидают до 6 месяцев. После получения разрешения обладателю запрещено покидать территорию Российской Федерации более чем на полгода.Причем этот срок считается не суммой пропущенных дней за год, а подряд.
Также запрещено заниматься трудовой деятельностью не в регионе регистрации. За нарушение этих норм РВП аннулируется. Разрешение на временное проживание выдается сроком на 3 года и продлить его невозможно.
Но есть шанс через год подать заявление на получение вида на жительство (ВНЖ).
От необходимости получать РВП перед ВНЖ избавлены граждане Белоруссии и Таджикистана.
Вид на жительство выдается сроком на 5 лет, по истечении которых можно его либо продлить, либо подать заявление на получение гражданства.
Это возможно сделать по истечении 3 лет для некоторых категорий, а именно:
- высококвалифицированным специалистам;
- иностранцам, окончившим российские учебные заведения и трудоустроенным по специальности;
- беженцам.
Чтобы обрести желаемый статус. необходимо собрать определенные документы, которые подтвердят законные основания для получения гражданства. Это практически идентичный список, необходимый для получения РВП или ВНЖ:
- Фотографии.
- Документ о результатах экзамена на знание русского языка.
- Вид на жительство.
- Справка о составе семьи.
- Квитанция об уплате госпошлины.
- Справка о состоянии здоровья.
- Отказ от имеющегося гражданства.
- Заявление.
- При наличии — пенсионное удостоверение.
- Документ об образовании.
Гражданство — это возможность для человека чувствовать свою защищенность в этом мире, шанс реализовать свои цели в большем масштабе, нежели людям, не обладающим этим положением.
Чтобы достичь статуса гражданина, человеку придется пройти путь минимум в 4-6 лет.